transport/2012/02/09/roskosh/НЭП 08 // Автомобиль – не роскошь... / В 2011 году на Урале вдвое увеличилось число автокредитов // 09.02.2012 // Транспорт
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: transport/2012/02/09/roskosh
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

Автомобиль – не роскошь...
В 2011 году на Урале вдвое увеличилось число автокредитов

В 2011 году уральский рынок автокредитования продемонстрировал существенный рост. Сумма кредитов, выданных двумя крупнейшими игроками банковского рынка, превысила 11,5 млрд рублей. Основной причиной роста потребительской активности эксперты называют действие программы господдержки и рост благосостояния населения. Эксперты не ожидают в 2012 году второй волны кризиса на авторынке и прогнозируют, что к концу года наступит баланс спроса и предложения.

Кредиты потяжелели

Крупнейшие игроки регионального рынка автокредитования опубликовали статистику продаж. Уральский банк Сбербанка России за прошедший год выдал потребителям 15 тысяч автокредитов, что вдвое больше показателей 2010 года. Общая сумма выданных кредитов составила 5,5 млрд рублей, что на 89% больше уровня предыдущего года. Размер портфеля автокредитов Уральского банка Сбербанка России (на 1 января 2012 года) достиг отметки 7,7 млрд рублей.

Тенденцию роста отметили и в уральском филиале ВТБ24. Согласно данным кредитной организации, заемщикам УрФО было выдано свыше 13 тысяч кредитов на покупку авто на сумму почти 6 млрд рублей. Портфель автокредитов Уральского филиала ВТБ24 вырос до 8,9 млрд рублей.

Рост объемов автокредитования, по мнению экспертов Сбербанка, был обусловлен, прежде всего, увеличением спроса на новые легковые автомобили, продажи которых за минувший год значительно возросли. Одним из важнейших стимулов покупательской активности стала государственная программа субсидирования процентных ставок, завершившаяся в конце 2011 года.

Управляющий Уральским филиалом ВТБ24 Сергей Кульпин отмечает также, что катализатором можно назвать отложенный спрос, который проявился в посткризисный период. По словам г-на Кульпина, в целом по стране рынок автокредитования вырос на 22%. Эксперт считает, что рынок остался одним из наиболее конкурентных среди розничных сегментов и продемонстрировал утраченное качество – традиционную сезонность продаж.

По оценкам экспертов, максимальные продажи как на автомобильном рынке, так и на рынке автокредитования продемонстрировал 4 квартал 2011 года. При этом в ноябре-декабре темп прироста заметно снизился.

«На продажи в конце года повлияло оживление рынка кредитования в целом, связанное с ростом потребительской активности. А также влияние оказала политическая обстановка: из-за негативных новостей с Запада, высокой волатильности на валютном рынке, а также в преддверии выборов, население предпочитало больше потреблять, а не сберегать. Еще одна причина – окончание срока действия госпрограммы», – комментируют изменения в спросе в ВТБ24.

Ставка на премиум

Представители автосалонов сообщают, что в структуре продаж отмечается значительное увеличение сделок с участием банка.

«Относительно 2010 года восстанавливается спрос на автокредиты среди населения. В среднем на 40 % увеличилось число продаж с использованием банковского займа. По нашей группе соотношение сделок с использованием кредитных средств и сделок за наличные примерно 35/75», – сообщает коммерческий директор ГК «Автоплюс» Сергей Морковин.

При этом, по данным экспертов банков, основной объем продаж на рынке приходится на автомобили низшей ценовой категории стоимостью 300-600 тысяч рублей марок GM, Renault, Hyundai, Ford, Lada, KIA, Volkswagen, Skoda, Opel, Chevrolet. Существенная доля автокредитов была предоставлена банками на приобретение автомобилей отечественной сборки стоимостью 250 – 500 тыс. рублей (входят в госпрограмму льготного кредитования).

Автодилеры подтверждают оценки банков, и сообщают, что примерно половина автомобилей этой ценовой категории куплена на заемные средства. В сегменте «средних цен» ( от 700 тыс, до 1,5 млн рублей) с использованием займов куплено 25-28% автомобилей.

Что касается продажи автомобилей высокого класса (данные ГК «Автоплюс»), стоимостью от 1,5 млн рублей, то в кредит приобретается около трети машин (35%). «Связано это с тем, что такие автомобили приобретают, как правило, бизнесмены, которым выгоднее вложить наличные в бизнес, а не в покупку машины. Процентная ставка для них не так высока, как доход от вложенных в собственное дело средств», – комментирует покупки в кредит Сергей Морковин.

Он отмечает, что в последние два года у жителей Екатеринбурга большим спросом стали пользоваться авто класса «премиум». В 2011 году было продано больше машин этого класса, чем в успешный 2008 год. Тренд можно объяснить, во-первых, ростом благосостояния граждан, во-вторых, население региона уже сейчас обеспечено автомобилями, поэтому уральцы стремятся менять старые машины, используя их как стартовый капитал.

Г-н Морковин прогнозирует рост продаж в сегменте «премиум» и на 2012 год. По его словам, сейчас автодилеры делают ставку именно на этот класс и строят амбициозные планы.

Равновесие

Период относительного затишья после двухлетнего подъема на рынке автокредитов ожидают банкиры в 2012 году. Однако серьезного спада продаж и уменьшения количества займов тоже не предвидится. Рыночные эксперты не ожидают роста российского авторынка в этом году более чем на 6-10%.

«Мы ждем замедления роста рынка автокредитования. Причины стагнации следующие. Во-первых, прекратили действие механизмы поддержки рынка правительством, например, программы утилизации автомобилей и субсидирование ставки по автокредитам. Во-вторых, закончился период (2010 -2011) реализации отложенного спроса на покупку автомобилей. В-третьих, ставки по автокредитам вряд ли дальше будут снижаться», – прокомментировал перспективы на этот год г-н Кульпин.

По его мнению, поддерживать рынок на плаву будут несколько факторов. Первый – население России в целом еще недостаточно обеспечено автомобилями. Второй – в стране достаточно старый автопарк, которому требуется обновление. И третий фактор – высокая активность банков и автопроизводителей. На рынке останутся различные специальные программы, с помощью которых банки и автоконцерны будут конкурировать.

Эксперты надеются, что второй волны кризиса, которую предсказывают аналитики, на авторынке не случится. Более того, г-н Морковин заявляет, что к концу текущего года, вероятно, будет ликвидирован дефицит автомобилей и наступит долгожданное равновесие между спросом и предложением.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: transport/2012/02/09/roskosh
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна