tourism/2012/06/20/zvezdy/НЭП 08 // Звезд с неба не хватают / Отельеры Екатеринбурга не торопятся проходить процедуру сертификации, необходимую для присвоения определенного количества «звезд» // 20.06.2012 // Туризм и Сервис
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: tourism/2012/06/20/zvezdy
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

Звезд с неба не хватают
Отельеры Екатеринбурга не торопятся проходить процедуру сертификации, необходимую для присвоения определенного количества «звезд»

Власти Екатеринбурга сегодня призвали руководителей отелей и гостиниц города пройти процедуру добровольной сертификации и классификации (присвоение звезд). Как пояснил заместитель главы администрации по стратегическому планированию, экономике и финансам Александр Высокинский, процедура необходима в рамках обеспечения заявки на чемпионат мира 2018 года – номерной фонд города нужно показать международным комиссиям в соответствии с мировыми стандартами. Тем заведениям, которые вложат деньги в «звезды», мэрия обещает преференции и информационную поддержку. Однако представители множества отелей уверены, что отсутствие категорирования не помешает им принять и качественно обслуживать гостей. Подробности – в материале «НЭП».

По данным администрации Екатеринбурга, из 99 средств размещения, действующих в городе, прошли категорирование только 32 отеля. Остальные отельеры областного центра не торопятся проходить сертификацию, чтобы обозначить количество звезд на вывеске своего заведения. Данная процедура проводится только в добровольном порядке, однако в ходе сегодняшнего круглого стола, представители мэрии попытались убедить всех собственников в необходимости ее прохождения.

Открывая мероприятие Александр Высокинский заявил, что гостиничную сферу Екатеринбурга пора привести в порядок, чтобы предоставить международным комиссиям по проведению ЧМ – 2018 и Экспо четкую и понятную систему номерного фонда города. В мэрии убеждены, что стремясь получить хорошие оценки экспертов, гостиницы Екатеринбурга повысят качество облуживания. А «звезды» на вывесках привлекут большее количество взыскательных туристов.

По данным администрации, сейчас 9 отелей имеют сертификат на 4 звезды, 1 отель подтвердил 5 звезд, три звезды официально подтверждены у 19 гостиниц и еще двум объектам присвоен статус 2 звезды.

На территории Екатеринбурга сертификацию проводит только одна компания, но отельеры могут обратиться к экспертам из любого другого региона, – уточняют чиновники.

Руководители гостиниц, прошедших сертификацию, не сомневаются в ее необходимости, ведь во всем мире надежные отели не работают без категорирования. По словам профучастников, российский гостиничный бизнес только начинает развиваться, для выхода на международный уровень подобно всемирно известным сетям (например, «Хилтон») местные игроки должны иметь подтверждение качества услуг. Зачастую городские отели с хорошим сервисом не вызывают доверие у иностранцев из-за неширокой известности за пределами региона и тем более страны.

«Сертификация – это вложение в марку. Получив документ, подтверждающий высокое качество услуг, мы можем не тратиться на рекламу, не делать скидок и не снижать, а наоборот, повышать стоимость номеров. Когда человек ищет отель определенной категории, он готов заплатить за уровень сервиса. При этом наши отели не пустуют. В конце концов, средства, потраченные на прохождение категорирования, окупаются», – говорит генеральный директор ЦМТ «Атриум палас отель», президент НП «Клуб отельеров» Татьяна Дедова.

Бедные гостиницы

«Поголовная» добровольная сертификация позволит решить и еще одну проблему – нечестное присвоение звезд. Как пояснил председатель комитета по бытовому обслуживанию Максим Афанасьев, сегодня некоторые екатеринбургские гостиницы вводят в заблуждение клиентов, «рисуя» звезды.

Несмотря на то, что у клиентов есть возможность вернуть деньги за некачественное обслуживание в случае несоответствия заявленного гостиницей уровня реальному, отели не снимают «незаконные» звезды. Поэтому до начала августа мэрия намерена провести «звездный рейд» по местам размещения гостей города.

Причины массового игнорирования добровольной сертификации заключаются даже не в возможности «нарисовать» звезды просто так. Основное обстоятельство, которое, по словам собственников, вынуждает их отказаться от категорирования – нехватка средств. По словам директора Уральского центра экспертизы услуг Нины Мартинсон, стоимость получения категории варьируется от 15 тыс. рублей (для мини-отеля) до 100 тыс. рублей (отель 5 звезд). Впрочем, для екатеринбургской администрации вопрос «звездности» настолько актуален, что город предлагает профинансировать категорирование. Как заявил сегодня Александр Высокинский, мэрия готова изыскать средства и помочь небогатым объектам получить официальное удостоверение качества услуг.

«Если какой-либо отель не может найти деньги, то он должен написать заявление в мэрию. Будет обидно, если из-за таких мизерных сумм какие-то гостиницы не смогут принимать Евро. Я думаю, мы найдем средства. Однако в этом случае отель может пожертвовать репутацией – ведь информация о предоставленных «субсидиях» будет опубликована на сайте администрации. Захотят ли гости города остановиться в «бедных» гостиницах?», – заметил г-н Высокинский.

Имидж – все

Даже весьма состоятельные отели не спешат обращаться в центр экспертизы.

Во-первых, ужесточились требования сертификации: если раньше сертификат действовал в течение 5 лет, то теперь платить за услуги экспертов нужно каждые два года – изменен срок действия документа. Кроме того, стали жестче требования к персоналу – сейчас 75% работников гостиниц должны иметь квалификацию. Третья причина, как это не парадоксально – имидж международных сетей.

«Мы стали сталкиваться с отказами владельцев крупных федеральных и международных сетей от категорирования. Это собственники, которые не находятся на территории Свердловской области. Как поясняют нам местные руководители сетей, отрицательное решение принимается головной организацией в Москве», – говорит г-жа Мартинсон.

Представители компаний объясняют отказ просто: мировые гостиничные бренды не нуждаются в дополнительном удостоверении качества услуг и сервиса.

«Какой смысл отелю международной сети «Хайят» платить регулярно по 100 тыс. рублей, если наши клиенты знают, что отель всемирной сети однозначно соответствует категории «5 звезд», – говорит Анна Кошмина, представитель УК «Стражи Урала» (осуществляет управление отелем «Hyatt Regency Ekaterinburg»).

Аналогичного мнения придерживается и «Парк Инн от Рэдиссон Екатеринбург».

«Мы поддерживаем инициативу Екатеринбурга, который претендует на проведение всемирной выставки Экспо и чемпионата мира по футболу. Это привлечет дополнительные инвестиции в город, откроет новые перспективы и положительно скажется на всей гостиничной сфере города. На наш взгляд, главное требование к отелям в данной ситуации – высокое качество услуг. Уровень сервиса «Park Inn by Radisson» известен во всем мире, ожидания клиентов всегда оправдываются. В настоящее время мы не указываем количество звезд, так как имя отеля говорит само за себя. Однако после сегодняшнего «круглого стола», думаю, вопрос целесообразности прохождения сертификации будет обсуждаться на уровне руководства», – прокомментировала позицию отеля директор по продажам и маркетингу отеля «Park Inn by Radisson Ekaterinburg» Елена Выборнова.

Как отметили присутствующие на круглом столе отельеры, очень важно понять, есть ли различия в российских (в том числе екатеринбургских) и международных стандартах сертификации. Если удастся избежать столкновения норм, то сетевые компании могут стать более лояльными по отношению к процедуре присвоения звезд по местным правилам.

Неравноправие

Управляющие гостиниц, прошедших «аттестацию», предлагают мэрии предоставлять определенные преференции для тех, кто документально подтвердил категорию. Это подтолкнет тех, кто пока не планировал утвердить число звезд на собственной вывеске.

«У отельеров, не прошедших сертификацию, должны быть реальные угрозы. Например, невозможность участия в тендерах на размещение футболистов ЧМ-2018 и партнеров чемпионата. Иначе мы попадаем в неравноправные условия – кто-то заплатил за экспертный анализ, а кто-то обошелся без этого и тоже имеет возможность заработать на мундиале», – заявил один из участников «круглого стола».

Александр Высокинский пообещал, что у категорированных отелей обязательно будут преимущества. Например, размещение на официальном сайте, присутствие во всех заявочных документах.

Между тем, в скором времени все разговоры о пользе и вреде прохождения сертификации могут стать бессмысленными. В данный момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект об обязательной сертификации всех объектов, работающих на гостиничном рынке.

При этом городские власти скептически относятся к мерам принудительного характера.

«Все это приведет к тому, что строительство отелей будет осуществляться за счет средств оффшорных компаний, которые потом перечисляют деньги по кредитам обратно. Это просто увод денег за границу, ни к чему доброму это не приводит. Нам нужно договариваться на добровольных началах», – резюмировал Александр Высокинский.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: tourism/2012/06/20/zvezdy
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна