tourism/2009/04/13/turrynok/НЭП 08 // Не ждите у моря погоды / Уральский туристический рынок рухнул на 50%, а цены на отдых продолжают расти // 13.04.2009 // Туризм и Сервис
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: tourism/2009/04/13/turrynok
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

Не ждите у моря погоды
Уральский туристический рынок рухнул на 50%, а цены на отдых продолжают расти

С начала года количество клиентов у уральских турфирм сократилось на 60-70%. По прогнозам, объем продаж в традиционно высокий летний сезон уменьшится вдвое. Для того чтобы сохранить рынок, туристические компании, забыв о конкуренции, начали объединяться. По словам экспертов, вскоре этого будет недостаточно – необходимо снижать цены. Однако именно с дисконтом возникают серьезные проблемы – пока ни отельеры, ни авиаперевозчики, ни сами туроператоры не могут решиться на этот шаг.

Весной текущего года уральские туроператоры были вынуждены забыть о конкуренции. Объединяться их заставило стремительное снижение объема продаж. По словам участников рынка, зимний сезон прошел крайне вяло, грядущие майские праздники тоже не радуют – количество клиентов сократилось в разы. И если еще несколько недель назад руководители турфирм выражали уверенность в том, что вскоре рост спроса начнется и продолжится на протяжении всего лета, теперь они озвучивают совсем другие прогнозы.

«Большинство операторов прогнозируют снижение объемов на 40-50% по сравнению с прошлым годом. Уже началось объединение по турецкому направлению (можно отбросить 1/3 рейсов), многие заказчики видят объем продаж и консолидируются, – заявил директор представительства туроператора «Natalie Tours» в Екатеринбурге Олег Хигер на туристической конференции «Открытое небо Урала 2009». – На европейских направлениях также рынок должен упасть на 30-50%, так что количество рейсов уменьшится в полтора – два раза. Лишних денег ни у кого нет, поэтому конкурентной борьбы за долю рынка мы не увидим, это будет год дружбы среди операторов за сохранение самого рынка».

«По просьбам туроператоров мы в этом году были вынуждены сократить количество рейсов в Черногорию и отказаться от рейсов в Подгорицу. Также ожидаем падения туристического потока на европейских направлениях, но его глубину спрогнозировать пока не может никто», – говорит заместитель коммерческого директора авиакомпании «Уральские авиалинии» Алексей Садовский. При этом по официальным данным аэропорта «Кольцово», количество заявленных на лето рейсов на 8% больше фактически выполненных прошлым летом. «Мы понимаем, что часть заявок будет снята. Потому что часть из них – это заявки на одно направление в одно время, из которых туроператоры потом выберут одно наиболее выгодное предложение», – пояснил коммерческий директор аэропорта «Кольцово» Сергей Доценко.

Ситуация на туристическом рынке Свердловской области, по словам профучастников, сейчас сложилась крайне тяжелая. И те данные, что были официально озвучены на конференции – только половина правды.

«Дела на туристическом рынке очень плохи. Чартерные рейсы уже сократились на 50%. Все консолидируются, если раньше один туроператор мог позволить себе отдельный рейс, то теперь в один чартер набивается по нескольку операторов, – рассказал «НЭП» владелец одной известной екатеринбургской турфирмы, пожелавший остаться неназванным. – Количество клиентов, мне кажется, сократилось на 60-70%. Люди вообще перестали перемещаться. Выживаем сейчас в основном только за счет корпоративных перемещений (например, люди на выставку или форум по работе едут). Такого, чтобы кто-то пришел и говорит: «а сделайте-ка мне тур по Южной Африке или Карибскому бассейну», давным-давно нет. Если кто-то и приходит, то просят найти «что-нибудь за три копейки»».

Сейчас многое будет зависеть от того, насколько грамотно консолидируются рейсы, если их будет много – они будут «гореть» и турфирмы понесут убытки, утверждают эксперты.

«В прошлые годы рейсы летали полупустые, потому что у московских туроператоров стояла задача – войти в рынок агрессивно демпингуя. В этом году у них нет такой задачи, банки многим отказали в кредитах, есть задолженности за прошлые годы, нет возможности так сорить деньгами. Поэтому, безусловно, жизнь заставит договариваться, консолидироваться, уменьшать количество рейсов, которые будут приносить убытки. Но спецпредложения и горящие предложения все равно будут», – рассказала «НЭП» директор турфирмы «Инна-тур» Инна Аверьянова.

Она добавила, что сейчас началось бронирование на майские праздники, но спроса по сравнению с прошлым годом просто нет. Во-первых, нет календарных каникул, во-вторых, туристы сократили количество поездок и если и собираются отдохнуть, то выбирают для этого летные месяцы.

«Туроператорам надо немедленно пересматривать, программы, которые были запланированы в августе, чтобы сохранить хоть какой-то сегмент. Правильно делают некоторые московские компании, которые срезали свои программы на 50%», – говорит вице-президент «Уральской ассоциации туризма», генеральный директор турфирмы «Мир» Сергей Бузько.

Что касается дальнейшего формирования цен, то по прогнозам экспертов, для летнего сезона показательным станет самое массовое направление – турецкое. Если оно будет дешеветь, значит, будут снижаться цены и на европейские направления.

«Многие турецкие отельеры до последнего надеялись, что удастся сохранить прибыль на уровне прошлого года, не делали скидок. Но в последнюю неделю, особенно дорогие vip отели, начали давать бонусы по $100-150 на пакет», – говорит региональный координатор турецкой турфирмы «Анекс тур» Эльван Кючюк.

Помимо отельеров пересмотреть цены должны и сами туроператоры и авиаперевозчики. «Почему билет в Анталию из Москвы (при одинаковом времени полета) стоит $189, а из Екатеринбурга – $520? – обратился к авиакомпаниям с вопросом Сергей Бузько. – Рынок падает в два раза, а цена не падает. Туроператоры будут вынуждены снижать цену, договариваться с иностранными партнерами, а перевозчики ничего не хотят делать со своей стороны. Если мы хотим хотя бы сохранить объемы, которые были в «Кольцово» в прошлом году – давайте посмотрим на турбизнес, как на равного партнера».

Между тем, сами туроператоры тоже не торопятся делать скидки своим клиентам, хотя, в ряде случаев и имеют такую возможность.

«Возможно, туроператоры думают, что им удастся «вылезти» за счет сокращения чартеров. Это вызывает справедливое возмущение со стороны клиентов. Люди рассчитывали на то, что цены в кризис будут снижены, поэтому отказываются в этом году лететь за такие же деньги, как в прошлом году, – говорит владелец одной из екатеринбургских турфирм.Более того, принимающая сторона снижает цены для наших операторов, а они все равно не делают дисконта для своих клиентов. Видимо, за счет этой дельты покрывают свои убытки».

Согласно пессимистичным прогнозам, несмотря на стремительное падение рынка, цены на путевки снижаться все же не будут. Так, стоимость туров в страны, которые не очень заинтересованы в русских туристах, останется примерно на уровне прошлого года в евро.

«Те же страны, которые в нас заинтересованы, пытаются войти в наше бедственное положение с курсом национальной валюты. В результате рост цен в рублях в среднем составит не 30%, но 15-18-20%», – резюмировал вице-президент «Уральской ассоциации туризма», директор компании «Ява-экспресс» Олег Аксельрод.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: tourism/2009/04/13/turrynok
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна