industry/2017/07/05/eto-privedet-k-rostu-czen-na-biletyi/НЭП 08 // «Это приведет к росту цен на билеты» // 05.07.2017 // Строительство и Недвижимость
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: industry/2017/07/05/eto-privedet-k-rostu-czen-na-biletyi
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

«Это приведет к росту цен на билеты»
Екатеринбург стал «приаэродромной территорией»

В России приняты изменения законодательства, ограничивающие застройку в зонах вокруг аэропортов, пишет Znak.com. Весь Екатеринбург стал приаэродромной территорией «Кольцово». При этом, согласно логике поправок, жители этой территории смогут требовать от аэропортов компенсации ущерба за негативное влияние на здоровье. Участники рынка считают, что это может привести к росту цен на билеты. Эксперты указывают, что поправки плохо проработаны и оставляют широкое поле для толкований. При этом усиливаются контролирующие функции Росавиации.

Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Воздушный и Градостроительный кодексы РФ, устанавливающие новый порядок застройки приаэродромной территории. Изменения были инициированы правительством РФ. Согласно документу, речь идет о радиусе 30 км вокруг аэропорта. В случае с «Кольцово» это территория всего Екатеринбурга и частично Верхней Пышмы.

В России приняты изменения законодательства, ограничивающие застройку в зонах вокруг аэропортов

Приаэродромную территорию, согласно поправкам, предлагается делить на семь подзон, в каждой из которых действуют свои ограничения. В первой, ближайшей к аэропорту, например, «запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушных перевозок». А в третьей зоне не могут быть размещены объекты, высота которых превышает ограничения, установленные Росавиацией. Это ведомство по сути получает контроль за правилами земплепользования и застройки в границах приаэродромной территории, однако о конкретных параметрах этих правил в поправках не говорится. В целом же, согласно документу, приаэродромная территория устанавливается для обеспечения безопасности полетов, развития аэропортов и «исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду».

В России приняты изменения законодательства, ограничивающие застройку в зонах вокруг аэропортов

Законопроект обсуждался в течение нескольких лет, на заключительном этапе усиление позиций Росавиации лоббировал генпрокурор РФ Юрий Чайка. В конце 2016 года он обратился с письмом к председателю правительства Дмитрию Медведеву с просьбой разработать порядок согласования Росавиацией и Роспотребнадзором строительства на приаэродромной территории «с учетом негативных факторов, которые могут повлиять на здоровье граждан». Об этом сообщали «Ведомости». Поводом для этого, как объяснял генпрокурор, послужили жалобы жителей домов, которые строятся рядом с аэропортами. Только в Московской области, по данным надзорного ведомства, было обнаружено 500 домов, которые строятся в нарушение Воздушного кодекса. При этом у Росавиации нет полномочий для оценки негативного воздействия полетов на людей. Отметим, в Москве существует судебная практика, в рамках которой застройщики платят штрафы до 500 тыс. рублей за «нарушение правил использования воздушного пространства» (пункт 2 статьи 11.4 КоАП) за строительство в зонах, близких к аэропортам. Но, судя по всему, кардинально это проблему не решает.

Аэропорты против правительства

«Земельные участки вокруг аэропортов привлекательны для девелопмента и в любом случае будут застроены. Вопрос — чем: либо объектами, которые развиваются в синергии с ними, либо объектами, страдающими от соседства с аэропортами и становящимися причиной их деградации. Гармонизация в этом вопросе может быть достигнута с помощью разумного территориального планирования, и в этом отношении отрасль возлагает на законопроект большие надежды», — отмечает исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов (в нее, в частности, входит «Кольцово») Сергей Никотин.

В России приняты изменения законодательства, ограничивающие застройку в зонах вокруг аэропортов

Вместе с тем, по словам Никотина, в законопроект «включено новаторское положение о том, что всем окрестным землевладельцам, кого затронули ограничения в связи с режимом приаэродромной территории, возмещаются убытки за счет оператора аэродрома». «При этом ограничения устанавливаются в публичных интересах (таких как, например, здоровье граждан и безопасность полетов), а оператор аэродрома не является ни субъектом, ни выгодоприобретателем таких ограничений. Применение данной меры, вне всяких сомнений, повлечет за собой снижение инвестиционной привлекательности аэропортовой отрасли, приведет к росту цен на авиабилеты и нанесет удар по развитию авиационных перевозок», — заключил он.

В самом «Кольцово» поправки не комментируют.

В правительстве поясняют, что речь может идти не только о денежных компенсациях, но и о расселении жителей некоторых зон приаэродромной территории.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак считает, что поправки будут стимулировать «застройщиков аэродромов и операторов принимать меры к сокращению размеров приаэродромных территорий, в том числе за счет снижения уровня шумового воздействия». «Кстати, правительство поручило Минтрансу исходить из необходимости достижения этих целей при подготовке проекта постановления о порядке установления границ приаэродромных территорий. А на территориях, где снизить уровень шума до нормативного значения невозможно, законно построенные жилые дома подлежат расселению, и новое строительство жилья и социальных объектов будет запрещено с установлением действенного контроля за соблюдением такого ограничения», — говорил он в июньском интервью ТАСС.

Эксперты: «Поправки проработаны плохо»

Размеры компенсаций и условия расселения домов в приаэродромной территории пока не определены. Источник в авиационной отрасли утверждает, что поводом для разработки поправок стало «недопонимание внутри московского авиационного узла между аэророртами и девелоперами». При этом, какой ущерб получат аэропорты от применения поправок, сейчас только рассчитывается.

Эксперты изменения раскритиковали. По мнению эксперта по гражданской авиации Бориса Рыбака, «скорее всего, казусы в регионах могут возникать из-за того, что законотворцы при разработке поправок ориентировались в основном на московский авиаузел» и не учитывали, например, уральские регионы, где аэропорты расположены по сути в границах городов. Он не исключает, что при возникновении проблем законопроект может быть скорректирован.

В России приняты изменения законодательства, ограничивающие застройку в зонах вокруг аэропортов

«Поправки проработаны довольно плохо и допускают много разных толкований. Но если оперировать наиболее вероятным вариантом трактовки текста, то необходимость компенсации наступает не сразу после принятия поправок, а только в случае изменения установленных границ приаэродромной территории», — считает ведущий эксперт Центра исследований транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко. При этом, комментируя позицию противников поправок среди аэропортов, эксперт указывает, что новые ограничения не приносят аэропортам никакой коммерческой выгоды. «Изменения были разработаны для защиты неопределенного круга лиц, то есть жителей приаэродромной территории, от вредного воздействия шума, а пассажиров — от рисков опасных ситуаций, которые могут возникнуть при неконтролируемой застройке этой территории. По логике, аэропорты, не являясь выгодоприобретателями, ничего никому компенсировать не должны», — поясняет позицию противников поправок эксперт.

Андрей Крамаренко также отмечает, что в изменениях есть еще несколько важных нюансов. Так, например, по его словам, «появляется не очень понятный переходный период, в течение которого все согласование застройки уходит в серую зону до синхронизации правил застройки приаэродромной территории с правилами землепользования и застройки». Другой аспект связан с тем, что, по словам Крамаренко, у теруправлений Росавиации на сегодняшний день нет достаточного количество квалифицированных специалистов, чтобы контролировать ситуацию.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: industry/2017/07/05/eto-privedet-k-rostu-czen-na-biletyi
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна