economy-authority/news/2012/04/02/proekt/НЭП 08 // В законопроекте о контроле расходов госслужащих не учтены результаты общественной экспертизы // 02.04.2012 // Деловой экспресс // Экономика и Власть
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: economy-authority/news/2012/04/02/proekt
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

В законопроекте о контроле расходов госслужащих не учтены результаты общественной экспертизы

02.04.2012 / 09:24 // В минувшую пятницу президент Дмитрий Медведев на встрече с руководством «Единой России» сообщил, что внес на рассмотрение в Госдуму законопроект о контроле расходов госслужащих. Эксперты и общественность уже представили свои претензии и предложения к законопроекту, пишет «Коммерсантъ».

В пятницу, открывая заседание с единороссами, Дмитрий Медведев сообщил, что внес в Госдуму законопроект о контроле за соответствием расходов госслужащих их доходам, и попросил партию в первоочередном порядке начать работать над этим законопроектом. Напомним, что о намерении ввести контроль за расходами госслужащих президент объявил 22 декабря в послании Федеральному собранию. А 13 марта на заседании своего Совета по противодействию коррупции он представил разработанный в Кремле законопроект и отправил его до 5 апреля на общественную экспертизу через создаваемую им систему «Открытое правительство» (проект размещен на сайте zakon.government.ru).

Во внесенном законопроекте пока не учтены результаты общественной экспертизы. Так что суть проекта осталась прежней. Напомним, проект не вводит отдельные декларации госслужащих о расходах. Контролировать на соответствие доходам будут пока лишь покупки тех видов регистрируемого государством имущества, владение которым сейчас указывается в ежегодных декларациях о доходах лицами, занимающими госдолжности, госслужащими и главами госкорпораций (11 категорий лиц, подпадающих под контроль, описаны в ст. 2). Речь идет о покупках недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг. Вопросы к госслужащему будут возникать только в том случае, если в декларации появилась крупная покупка, стоимость которой «явно превышает» трехлетние суммарные доходы госслужащего и его супруги по основному месту их службы. Сотрудникам служб, уполномоченных заниматься проверками деклараций, госслужащий должен будет представить сведения об источниках и законности получения средств, за счет которых совершена эта покупка. Если он не сможет это сделать, то имущество через суд передадут государству, а чиновника уволят. При этом интерес к госслужащим может возникнуть у соответствующих служб как при проверке деклараций, так и по сигналам от правоохранительных органов, политических партий, общественных объединений, Общественной палаты РФ и от общероссийских СМИ.

Судя по всему, результаты общественной экспертизы законопроекта будут обсуждаться в Госдуме наряду с депутатскими предложениями при рассмотрении закона. Впрочем, некоторые рекомендации представили Дмитрию Медведеву и эксперты, входящие в рабочую группу по формированию системы «Открытое правительство» 22 марта в ходе обсуждения рекомендаций по борьбе с коррупцией. При этом некоторые рекомендации общественности они не поддержали, в частности, одну из самых популярных – подвести под контроль не только расходы супруги госслужащего, но и других членов его семьи. Эксперт рабочей группы, один из руководителей ОАО «Вымпелком» Юрий Берестнев объяснил, что поскольку госслужащий может записывать покупаемую собственность на кого угодно, то контроль придется в итоге расширять бесконечно – до каких-нибудь четвероюродных братьев. В связи с этим он предложил другой подход – ввести обязательное декларирование госслужащим совместных финансовых интересов. 19 января «Ъ» уже сообщал о предложениях экспертов по введению в дополнение к декларациям о доходах деклараций интересов. Такие декларации существуют в развитых странах, в них указываются в том числе все возможные источники доходов и конфликты интересов. Директор департамента административной реформы Центра стратегических разработок Владимир Южаков подтвердил, что декларация интересов способна облегчить процесс и даже расширить возможности контроля со стороны общественности.

Дмитрий Медведев 22 марта не стал комментировать предложение о введении деклараций совместных финансовых интересов, лишь заметив, что «важно вырабатывать цивилизованный подход». При этом он отверг предложения о расширении контролируемого круга родственников госслужащего: «Можем расширить, без проблем. Можем братьев включить туда. Но в любом случае возможность манипулирования останется. Будут отдалять, отдавать другим родственникам, отдавать просто людям несвязанным, друзьям, а это вообще неконтролируемо».

Эксперты рабочей группы «Открытого правительства» также указали на необходимость сохранять обязанность подачи деклараций госслужащими в течение двух-трех лет после ухода с госслужбы. «Логика понятна: человек, находясь на госслужбе, принимает некие решения коррупционные, а затем увольняется, уходит и получает как бы дивиденд незаконный уже после формального оставления»,– объяснил президенту господин Берестнев. В числе других предложений экспертов и общественности – дисквалификация на несколько лет госслужащего, попавшегося на коррупционных доходах, подведение под контроль расходов военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, включение в список контролируемых ректоров вузов, директоров школ и заведующих детскими садами.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: economy-authority/news/2012/04/02/proekt
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна