economy-authority/news/2011/09/01/rejting/НЭП 08 // Standard & Poor's подтверждает кредитные рейтинги России и прогнозирует рост совокупного долга РФ после президентских выборов // 01.09.2011 // Деловой экспресс // Экономика и Власть
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: economy-authority/news/2011/09/01/rejting
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

Standard & Poor's подтверждает кредитные рейтинги России и прогнозирует рост совокупного долга РФ после президентских выборов

01.09.2011 / 08:41 // Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's (S&P) подтвердила суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации: долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной валюте – на уровне «BBB/A-3», долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте – на уровне «BBB+/A-2». Прогноз – «Стабильный». Рейтинг России по национальной шкале подтвержден на уровне «ruAAA». Оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков остается на уровне «ВВВ».

«Подтверждение рейтингов отражает тот факт, что объем активов расширенного правительства Российской Федерации немного превышает объем обязательств – вследствие бюджетного профицита в прошлые периоды и умеренного текущего дефицита, а также позицию страны в целом как внешнего нетто-кредитора», – заявил кредитный аналитик Standard & Poor's Кай Штукенброк.

Вместе с тем структурные слабости российской экономики, такие как сильная зависимость от углеводородов и других сырьевых ресурсов, а также политическая неопределенность, вызванная неопределенностью процесса преемственности президентской власти и слабостью системы сдержек и противовесов между институтами власти, по-прежнему ограничивают уровень рейтингов.

Эксперты рейтингового агентства отмечают, что важно дождаться, когда президент страны Дмитрий Медведев и премьер-министром Владимир Путин определят, кто из них будет участвовать в президентских выборах, которые состоятся в марте 2012 года. Исход выборов окажет влияние на будущую бюджетную и экономическую политику, в том числе на то, насколько решительно правительство будет осуществлять консолидацию сектора общественных финансов и продвигать структурные реформы, включая пенсионную реформу, улучшение бизнес-среды и приватизацию.

Проводимая на протяжении последних трех лет бюджетная политика была экспансионистской: росли межбюджетные перечисления, пенсии и зарплаты. В результате ненефтяной дефицит бюджета составляет 8% ВВП – т.е. он выше докризисного уровня, что подвергает финансы общественного сектора риску снижения цен на нефть. Тот факт, что объем активов расширенного правительства Российской Федерации превышает объем обязательств, все еще является своего рода буфером, позволяющим смягчать подобные стрессовые ситуации, но постепенно под влиянием дефицитов государственного бюджета его размер сокращается. В результате ожидается, что расширенное правительство станет нетто-должником начиная с 2012 года, с чистым долгом на уровне 4% ВВП (прогноз) к 2014 года, а объем совокупного долга увеличится до относительно низкого уровня в 11% ВВП.

Прогнозы в отношении бюджета по-прежнему затруднены в силу политической неопределенности. К настоящему моменту правительство обязалось предпринять лишь ограниченные меры бюджетной консолидации в последующие годы. Тем не менее, на состояние общественных финансов могут позитивно повлиять ускорение темпов реформ и приватизации после выборов. С другой стороны, если цены на нефть вновь упадут с текущего исторически высокого уровня, связанное с этим падение доходов быстро окажет ощутимое давление на финансы общественного сектора.

Аналитики S&P оценивают, что ВВП на душу населения в России в 2011 г находится на уровне 12 650 долл.., что сопоставимо или выше уровня большинства стран аналогичной рейтинговой категории. Тем не менее экономика России в значительной степени зависит от цен на нефть, что, безусловно, ограничивает уровень рейтинга. Рост экономики будет все больше ограничиваться негативными демографическими тенденциями, государственно-централизованной моделью экономики, которая способствует возникновению региональных монополий, созданию недостаточно конкурентной среды, неразвитой инфраструктуры, а также бизнес-среды, сдерживающей приток как внутренних, так и внешних инвестиций.

Прогноз «Стабильный» отражает сбалансированность рисков с точки зрения рейтингов. С одной стороны, мы отмечаем относительно низкий уровень долга правительства и позицию страны как нетто-кредитора (измеряемую показателем «узкого» чистого внешнего долга), с другой – зависимость бюджета и экономики от колебаний цен на ключевые экспортные товары.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: economy-authority/news/2011/09/01/rejting
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна