economy-authority/2010/10/22/pivo/НЭП 08 // Сдули пену / Пиво приравняют к алкогольной продукции и запретят продавать в киосках // 22.10.2010 // Экономика и Власть
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: economy-authority/2010/10/22/pivo
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

Сдули пену
Пиво приравняют к алкогольной продукции и запретят продавать в киосках

Правительство РФ одобрило законопроект, внесенный в Госдуму свердловским депутатом Павлом Зыряновым, и предлагающий приравнять пиво к алкогольной продукции. В случае принятия закона пиво перестанут продавать в киосках, а его реклама будет запрещена. По мнению парламентария, это поможет снизить объемы потребления слабоалкогольных напитков, особенно среди молодежи. Между тем, по словам экспертов, к заботе о здоровье нации данная инициатива отношения не имеет – на самом деле происходит передел рынка в пользу крупных игроков.

Депутат Госдумы РФ от Свердловской области Павел Зырянов совместно с коллегами Виктором Звагельским и Натальей Пугачевой внес в нижнюю палату российского парламента законопроект, предлагающий внести изменения в ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которым в перечень алкогольных напитков будут включены все пищевые жидкости, содержащие более 1,5 % алкоголя.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в действующем законодательстве РФ пиво и напитки, изготовляемые на его основе, не относятся к алкогольной продукции. Однако сам факт содержания в них этилового спирта, свидетельствует о том, что оно должно быть причислено к алкоголю.

«На сегодняшний день в стране рост потребления пива сопровождается не изменением структуры потребления алкоголя в сторону слабоалкогольных напитков, а увеличением контингента пьющих в основном за счёт детей и подростков. Под угрозой физической и моральной деградации оказалось молодое поколение страны, а значит и в целом будущее России», – говорится в пояснительной записке.

На днях на данный законопроект был получен официальный отзыв российского правительства за подписью Сергея Собянина, занимавшего тогда еще должность вице-премьера. «Предлагаемые изменения концептуально поддерживаются, однако положения законопроекта нуждаются в доработке, – написал г-н Собянин. – Так, понятия «пиво» и «напитки, изготовленные на основе пива» необходимо доработать с учетом понятий, закрепленных в законодательстве РФ (примечание к статье 6.10 КоАП). Представляется необоснованным распространение в отношении пива и напитков, изготовленных на основе пива, установленных законодательством России ограничений при производстве и обороте алкогольной продукции, за исключением ограничений, связанных с розничной продажей пива и напитков, изготовленных на основе пива».

По словам Сергея Собянина, правительство поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.

«Поскольку законопроект уже фактически одобрен правительством РФ, это повышает вероятность его принятия до 99%, – уверен Павел Зырянов. – Если закон примут (рассмотреть его должны до конца года), то пиво перестанут продавать в киосках, его нельзя будет рекламировать по телевизору, продавать по ночам. Проще говоря, пиво приравняют к водке. Я считаю, что молодежь будет меньше его покупать, массовых попоек на скамейках по ночам не будет».

Эксперты, опрошенные «НЭП», между тем, считают, что принятие законопроекта не поможет снизить объемы потребления слабоалкогольных напитков, но при этом больно ударит по пивной отрасли и по малому бизнесу.

Региональный представитель по УрФО компании ОАО «Росспиртпром» Евгений Патрикеев:

Если подобные поправки к закону будут приняты, то пиво может подорожать до 50%. Конечно это произойдет не сразу, но повышение будет. В первую очередь это связано еще и с тем, что пивоваренные компании не смогут в соответствии с законом заключать договоры с индивидуальными предпринимателями, то есть с киосками, где в основном продается пиво. А это очень большой рынок сбыта. Кроме того, если пиво признают алкоголем наравне с водкой и коньяком, то будет установлена минимальная цена на него, как это сейчас делается с крепким алкоголем. Как обычный человек, я поддерживаю принятие поправок Павла Зырянова. Не секрет, что в России причиной роста подросткового алкоголизма, в основном, является пиво. А раз пиво станет алкоголем наравне с водкой, то будет запрещена его реклама. Не будет рекламы – пиво будут меньше продавать.

Директор НП «КапиталЪ» по защите прав предпринимателей (г. Артемовский), учредитель ООО «Арт-лимитед», индивидуальный предприниматель Тимофей Шелякин:

Это очень неожиданно! Как-то совсем не вяжется с курсом на поддержку малого бизнеса, который озвучил президент. У нас доля малого бизнеса и так постоянно сокращается. Взять хотя бы мое ИП. Если я закроюсь, то 50 человек потеряют работу, а город Артемовский – налоги. И это только одно предприятие, а сколько таких в России?

Да, пиво подорожает, его не будут продавать в киосках. Но какое отношение это имеет к здоровью? Пить меньше не будут. А в провинции будут пить еще больше. Не смогут купить в киоске – купят в магазине. Не хватит денег на подорожавшее пиво – будут пить спирт или денатурат. Это не тот спрос, который регулируется запретами. Надо задуматься над тем, почему люди пьют. В этом суть проблемы.

Я считаю, что принятие этого закона – преступление против малого бизнеса в первую очередь. Это монополизация рынка в пользу крупных игроков, проплаченная ими же. Это плохо прикрытое лобби крупного капитала.

Генеральный директор ООО «Ревдинский пивзавод» Владимир Савиновских:

Если поправки, предложенные уральским парламентарием, будут внесены в федеральный закон, то это негативно скажется на деятельности производителей. В этом году акцизы уже трижды поднимались, и если в начале года пивовары платили почти 3 рубля за литр пива, то сегодня уже 9 рублей. Если пиво станет алкогольным напитком, то нам снова придется столкнуться с повышением акцизов, значит, придется повышать и цену на продукцию. Для производителей, повторюсь, нововведение может закончиться финансовой катастрофой.

Первый заместитель торговой сети «Флагман» (г. Березовский) Сергей Григорьев:

Принятие такого закона, во-первых, нанесет серьезный удар по малому бизнесу, во-вторых, приведет к удорожанию пива как минимум на 10 рублей в расчете на 0,5 литра и при этом никак не снизит алкоголизацию населения. Помните старый анекдот – сын прибегает к папе и говорит, что водка подорожала. «Папа, ты теперь, наверное, будешь меньше пить?», – спрашивает сын. «Нет, сынок… Это ты будешь меньше кушать», – отвечает папа. Надо искать причину, почему люди пьют. И именно с этой причиной надо бороться.

И.о. начальника отдела правового обеспечения и лицензирования министерства торговли, питания и услуг Свердловской области Татьяна Сайтаева:

В министерстве торговли, питания и услуг Свердловской области не прогнозируют скорых перемен на рынке алкогольной продукции. Вряд ли пиво, которое сегодня не приравнено к алкогольной продукции, попадет под действие 171ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Мы отслеживаем документы и законопроекты, вынесенные на рассмотрение Госдумы, и в 2011 году, скорее всего, никаких изменений не будет, то есть пиво не попадет в список алкогольной продукции. Если поправки в федеральный закон и будут вноситься, то реальных перемен можно ожидать лишь к 2012 году.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: economy-authority/2010/10/22/pivo
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна