economy-authority/2009/10/28/bjudzhet/НЭП 08 // Выживание-2010 / Свердловская облдума с трудом приняла в первом чтении проект бюджета на следующий год // 28.10.2009 // Экономика и Власть
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: economy-authority/2009/10/28/bjudzhet
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

Выживание-2010
Свердловская облдума с трудом приняла в первом чтении проект бюджета на следующий год

Депутаты свердловской облдумы приняли в первом чтении бюджет Свердловской области на 2010 год с дефицитом в размере 9,3 млрд рублей. По словам парламентариев, Минфин подготовил «сырой, недобросовестный документ», который в некоторых моментах расходится с бюджетным посланием губернатора Эдуарда Росселя. Семеро думцев проголосовали «против» принятия бюджета, причем впервые в рядах оппозиции оказались «единороссы».

Во вторник, 27 октября, депутаты областной думы Свердловской области рассмотрели в первом чтении проект закона «Об областном бюджете на 2010 год». Финансовый документ парламентариям представил председатель регионального правительства Виктор Кокшаров.

Премьер доложил, что с учетом мер по оптимизации и максимальной экономии, общая сумма расходов областного бюджета на 2010 год составит 87,7 млрд рублей при плановых доходах областного бюджета 78,4 млрд. Дефицит бюджета запланирован в сумме 9,3 миллиарда рублей. Его покрытие планируется в основном за счет кредитов из федерального бюджета.

Виктор Кокшаров отметил, что доля расходов на финансирование социальной сферы составит 39% от общей суммы. Причем, по его данным, расходы по этим статьям предусмотрены с ростом 14,4% к уточненному плану 2009 года и увеличены на 3 млрд рублей. В том числе расходы на образование увеличены на 1,2 млрд рублей или на 17,4%. Расходы на здравоохранение увеличены на 442,1 млн рублей или на 6,6%.

«К сожалению, расходы на физическую культуру и спорт и на финансирование мероприятий в области культуры снизятся и составят соответственно 82,4% и 93,5% к уточненному плану на 2009 год», – отметил Кокшаров. Кроме того, существенно сокращены объемы расходов на капитальное строительство. Так на строительство объектов областной собственности планируется направить только 145 млн рублей

«Это лишь 5% к первоначальному объему расходов 2009 года», – сказал Кокшаров. Также резко сокращены расходы на дорожное хозяйство – они почти в два раза меньше, чем в первоначальном бюджете на 2009 год.

В ходе выступления, премьер признался, что 2010 год будет для свердловской области очень тяжелым. «Мы фактически предусматриваем исполнение бюджета 2010 года на уровне 2009. У нас одна только надежда на то, что экономика России в целом и Свердловской области в частности сможет заработать чуть лучше. И тогда мы, по крайней мере, сможем часть дефицита перекрыть за счет поступления доходов, в том числе по налогу на прибыль и НДФЛ. Над другими источниками доходов мы также будем работать, в том числе по доходам от использования государственного муниципального имущества, аренды земли и так далее. Есть ряд поступлений, над которыми можно поработать и увеличить», – сообщил Виктор Кокшаров.

Подытоживая свое выступление, премьер отметил, что бюджет следующего года – это «бюджет выживания». Между тем, депутаты, которые около недели назад получили проект бюджета, нашли в документе ряд статей, не соответствующих заявленной политике «выживания».

«Почему мы на 7,5 млн рублей увеличиваем средства на содержание «Областной газеты»? Формулировка очень экзотичная, на мой взгляд, «в связи с увеличением объема материалов, подлежащих обязательной публикации». У нас что, в 2010 году будет резкое увеличение публикуемых материалов?», – спросил у премьера депутат Андрей Альшевских. Виктор Кокшаров пояснил, что «Областной газете» в этом году пришлось печать множество законодательных актов и других официальных материалов, в связи с этим издание просит увеличить свой бюджет. «Но давайте вынесем этот вопрос и попросим у газеты детальные расчеты. И вместе подумаем, стоит ли увеличивать», – сказал премьер.

Депутатов волновало и то, почему, в то время как расходы на аппарат президента страны и содержание федерального правительства уменьшены по сравнению с прошлым годом, в Свердловской области расходы на содержание губернатора и регионального кабмина остаются неизменными. Более того, в 2009 году они были увеличены. Глава свердловского правительства признал, что в текущем году имелось небольшое увеличении на 7-8%. Но, по его словам, это связано с тем, что был поднят коэффициент по коммунальным услугам.

«По зарплатам мы не планируем никаких увеличений. Более того, для госслужащих мы два раза срезали объем премий на четвертый квартал. Возможно, пойдем на такую оптимизацию и в следующем году», – уклончиво ответил г-н Кокшаров.

Возмутил депутатов и тот факт, что в коммерческий проект компании Ренова – район Академический – власти продолжают вливать областные деньги.

«Мы более 400 млн рублей вкладываем, а имеется ли у нас соглашение с этой компанией, в котором проговаривается, что мы получим какие-то преференции от этого сотрудничества? – спросил Андрей Альшевских. – Я стал интересоваться, мне в правительстве сказали, что такой документ есть. Но предоставить его мне так никто и не смог. У нас в бюджете запланированы средства на покупку трех квартир для участковых. Я выяснил, что эти квартиры в Академическом нам обойдутся по рыночной цене – 45 тысяч за кв. метр. Я, конечно, понимаю, что мы должны развивать инфраструктуру. Но должен быть и обратный эффект. А сейчас получается, что мы тратим бюджетные деньги, а Ренова Стройгруп извлекает из этого прибыль».

Также парламентарии поинтересовались, какие дополнительные меры предполагается принять в 2010 году для получения допдоходов. Причем сами депутаты сходу предложили премьеру сразу несколько вариантов. В частности, Евгений Артюх напомнил о средствах, которые можно получить в ходе реализации 159 ФЗ «о малой приватизации». По его оценкам, около 700 объектов могут быть выкуплены, а средства направлены в местные бюджеты. «Это около 9 млрд, конечно с отсрочкой в пять лет, но тем не менее», – резюмировал депутат. Он также напомнил, что в других регионах уже заработал закон о частно-государственном партнерстве. «Такой закон есть, например, в Санкт-Петербурге. Планируется ли в Свердловской области принять что-то подобное? Это сразу бы позволило активизировать инвестиционную деятельность», – отметил он.

Коммунист Георгий Перский предложил воспользоваться опытом властей Красноярского края, которые смогли убедить Михаила Прохорова зарегистрироваться в местном поселке Еруда, где расположены основные мощности золотодобывающего завода. «Прохоров прописался в Красноярском крае, и платит там налоги. Я предлагаю обратиться к нашим олигархам Вексельбергу, Абрамовичу, чтобы они прописались в Гарях и Таборах», – сказал депутат. Но областной премьер позже назвал такой источник доходов экзотическим.

Евгений Артюх напомнил премьеру еще об одном источнике потенциальных доходов, о котором региональные власти забыли: «В начале 2007 год у нас возникла критическая ситуация по обеспечению федеральных льготников лекарствами. У нас на тот момент было необеспеченных льготных рецептов почти на 1 млрд рублей. Тогда мы взяли из нашего резервного фонда 300 млн. и покрыли эту дыру. А нам федерация вернула деньги или она им нам «простила»?». На что Кокшаров, улыбаясь, ответил: «Она «простила»».

Евгения Талашкина задумалась об эффективности распределения расходов. Так, она отметила, что в бюджете на программу государственных гарантий предусмотрено средств на сумму 7,8 млрд рублей. «Но в последние два года этими гарантиями мало кто пользовался. Будут ли эти средства востребованы?», – спросила она. Виктор Кокшаров пояснил, что, во-первых, в бюджет закладываются не сами средства, а возможность обеспечения гарантий. Кроме того, в 2009 году правительству пришлось прибегать к этому инструменту, когда ряд застройщиков не выполнили свои обязательства.

«И нам пришлось возвращать средства Сбербанку из областного бюджета. На следующий год мы надеемся, будет решен вопрос по Центральному стадиону, где мы также готовы предоставить госгарантии», – сказал премьер.

Депутаты в ходе рассмотрения бюджета также отметили, что некоторые статьи проекта бюджета категорически расходятся с тем бюджетным посланием, которое недавно озвучил губернатор Свердловской области Эдуард Россель. В частности, есть ряд вопросов по дальнейшей реализации программы по переселению граждан из ветхо-аварийного жилья: в то время как губернатор настаивает на ее полной реализации, в бюджете планируется секвестр данной программы.

«Также губернатор сказал, что будут сохранены субсидии для транспортных компаний, в частности, для железнодорожного транспорта. Например, для свердловской пригородной компании (входит в СвЖД). Там сказано, что субсидии будут выделяться в объеме, не меньшем, чем в предыдущие годы. Но в проекте бюджета на 2010 год по этой статье – ноль», – говорит Андрей Альшевских.

Также было отмечено, что значительное число направлений не обеспечено должным финансированием. Вызывает вопрос по объему выделения дотаций и субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов). Напомним, что на это предусмотрены средства в размере 4,5 млрд рублей.

«Вы, правда, считаете, что при таком объеме муниципалитеты смогут выполнить свои расходные полномочия?», – поинтересовалась Евгения Талашкина. Премьер признал, что сумма невелика. «Мы не считаем, что этого достаточно. Фактически, муниципалитеты переходят на нищенское существование», – резюмировал он.

Далее г-жа Талашкина спросила, сможет ли ТФОМС выполнить все обязательства по предоставлению бесплатной медицинской помощи, гарантированной государством, учитывая наличие «дыры» в собственном бюджете в размере 1,5 млрд рублей. «Мы рассчитываем на поддержку федерального фонда. В этом году нам удалось получить от него 500 млн рублей. Надеюсь, что в 2010 году нам также удастся решить этот вопрос», – ответил премьер.

В ходе обсуждения бюджета депутаты (включая членов фракции «Единой России») сошлись во мнении, что проект сырой и вызывает массу вопросов. «Минфин подготовил недобросовестный документ. Это видно все», – заявил «единоросс» Владимир Русинов. Группа парламентариев решила отказаться от принятия документа в первом чтении. Члены «Единой России» попытались уговорить коллег поддержать документ, несмотря на его спорность.

«Как только мы принимаем его в первом чтении, то он становится нашей собственностью. И не правительство, а мы будем диктовать условия. Поэтому нельзя сейчас занимать пассивную позицию и не принимать его. Мы должны принять и довести его до качественного уровня ко второму чтению», – убеждал оппозицию глава бюджетного комитета облдумы Владимир Терешков.

Его усилия оказались тщетными – из 25 депутатов за принятие финансового документа в первом чтении проголосовали 18 человек (при необходимых 15 голосах), семь парламентариев высказались против законопроекта (коммунисты Перский и Альшевских, члены группы РПП Артюх, Вершинин и три «единоросса» – Русинов, Смирнов, Лазарев).

В ходе своей заключительной речи Виктор Кокшаров признал ошибки регионального кабмина в части формирования бюджета текущего года. «В 2008 году мы распределили профицит в сумме 8 млрд рублей. Не нужно было этого делать. Мы широко шагали и порвали штаны», – повинился премьер.

Справка:

Прогноз доходов консолидированного бюджета на 2010 год с учетом безвозмездных поступлений от других бюджетов РФ составит 110,6 млрд. Собственные доходы бюджета составят 78,4 млрд рублей, в том числе собственные доходы – 67,8 млрд рублей, что на 28,6% ниже первоначального утвержденного прогноза на 2009 год (95 млрд).

Изменения налогового законодательства привели как к увеличению, так и уменьшению доходов. Общие изменения дадут дополнительно в консолидированный бюджет порядка 500 млн рублей.

Межбюджетный трансферты из федерального бюджета предусмотрены в сумме 8,7 млрд рублей, это в 1,5 раза ниже первоначально утвержденного объема безвозмездных поступлений на 2009 год, и в 3 раза ниже реального объема, который поступил в 2009 году. Безвозмездные поступления от ГК «Фонд содействию реформирования ЖКХ» предусмотрены в сумме 135 млн рублей. «Это остаток средств от выделенного нам транша в 2009 году. Плюс мы сейчас работаем над увеличением этой суммы за счет перераспределения тех средств, которые не освоены другими регионами», – сказал Кокшаров.

Также предусмотрены в бюджете субсидии из местных бюджетов областному бюджету (так называемые отрицательные трансферты) в объеме 1,8 млрд рублей.

Поступление по налогу на прибыль организаций планируется в сумме 15 млрд рублей – это на 5,4% выше ожидаемого исполнения 2009 года. Поступления по налогу на доходы физических лиц в консолидированный бюджет планируется в объеме 49 млрд рублей – это уровень ожидаемых поступлений в 2009 году. В областной бюджет поступит 29,4 млрд рублей. Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет составляет 6,2 млрд рублей, что на 15,2% выше ожидаемого прогноза 2009 года в связи с изменения законодательства РФ. Прогноз поступлений по налогу на совокупный доход в консолидированный бюджет составляет 4,9 млрд рублей, что на 6% ниже ожидаемого поступлений в 2009 году. Прогноз по налогу на имущество организаций, полностью зачисляемый в областной бюджет, составит 10,2 млрд рублей – то есть на уровне 2009 года. Прогноз по транспортному налогу составит 1,8 млрд рублей – это на 14% выше ожидаемых поступлений в 2009 года. По земельному налогу поступления составят 4 млрд рублей – на 12% выше ожидания от 2009 года. Прогноз неналоговых доходов составит 1,6 млрд рублей – это на 14% выше поступлений 2009 года. Глава правительства отметил, что такие показатели буду достигнуты, в том числе, за счет того, что перед ГУПами поставлена задача – увеличить доходы примерно в 2,7 раза.

Объем расходов в консолидированном бюджете составит 117,7 млрд рублей или 80% к первоначальным расходам 2009 года. Расходы областного бюджета составят 87,7 млрд рублей. Доля расходов на финансирование социальной сферы составит 39% от общей суммы. Расходы на финансирования социальной сферы из областного бюджета предусмотрены с ростом 14,4% к уточненному плану 2009 года. Расходы на реализацию областных государственных целевых программ предусмотрены в сумме 289 млн рублей. Резко сокращены объемы расходов на капитальное строительство. «На строительство объектов областной собственности планируется направить 145 млн рублей или лишь 5% к первоначальному объему расходу 2009 года. Резко сокращаются расходы на дорожное хозяйство – планируется направить 2,9 млрд рублей, что почти в два раза меньше, чем в первоначальном бюджете на 2009 год. Надо отметить, что расходы в дорожную отрасль значительно сокращены и на федеральном уровне. Помощь регионам будет оказываться только в форме предоставления бюджетных кредитов», – отметил Виктор Кокшаров.

В 2010 году продолжится оптимизация расходов на содержание и обеспечение деятельности работников органов государственной власти Свердловской области. «Финансирование расходов на эти цели предусматриваем сумму 4 млрд рублей, что составляет 83% от первоначально утвержденных расходов 2009 года, то есть на 800 млн меньше», – заявил глава правительства.

Таким образом, сумма с учетом мер по оптимизации и максимальной экономии общая сумма расходов областного бюджета на 2010 год составила 87,7 млрд рублей при плановых доходах областного бюджета 78,4 млрд. Дефицит областного бюджета запланирован в сумме 9,3 млрд рублей. Его покрытие планируется в основном за счет кредитов из федерального бюджета. Поэтому в расходной части бюджета предусмотрены средства на обслуживание госдолга в сумме 379 млн рублей.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: economy-authority/2009/10/28/bjudzhet
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна