economy-authority/2008/05/16/imidzh/НЭП 08 // Край цареубийц и «зона трэш-туризма» / Переломить этот имидж Свердловской области удастся нескоро // 16.05.2008 // Экономика и Власть
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: economy-authority/2008/05/16/imidzh
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

Край цареубийц и «зона трэш-туризма»
Переломить этот имидж Свердловской области удастся нескоро

Регионы Урала несут миллиардные потери из-за отсутствия четко выраженного имиджа, который, как известно, является важнейшей составляющей инвестиционной привлекательности территорий. Свердловские власти, не первый год вынашивающие идею ребрендинга Среднего Урала, решили предложить эту тему для обсуждения на XIII Российском экономическом форуме, который проходит сегодня в Екатеринбурге. Как выяснилось, проблема актуальна для всех территорий УрФО, но свежих идей на этот счет практически нет.

По сути, участников круглого стола «Ребрендинг территории. Новые точки роста», который прошел в рамках экономического форума, собрали для масштабного мозгового штурма. Предстояло решить, как может выглядеть процесс смены имиджа в каждом регионе Большого Урала и с помощью каких механизмов он будет происходить.

По большому счету, говорить о ребрендинге как таковом из всех российских регионов может только Свердловская область. Только она еще в советские времена воспользовалась маркетинговым ходом и присвоила себе слоган, который, по сути, принадлежал всему Уралу. Впрочем, девиз «Урал – опорный край державы», красующийся на гербе Свердловской области, давно уже не только не моден, но и не актуален. Вот только задача изобрести новый пока не поддается решению. Сегодня в глазах мирового сообщества и регионов страны Средний Урал – «край цареубийц» и старых горнозаводских шахт из сказов Бажова. Но ни то, ни другое не отвечает действительности, – считают власти Среднего Урала.

На днях председатель областного правительства Виктор Кокшаров заявил, что внятная имиджевая политика региона будет сформирована уже в ближайшее время. «Мы же не хотим, чтобы Урал считали краем, где дымят заводы и расстреляли последнего русского царя. Области необходим ребрендинг. Сейчас бренда просто нет. Опорный край державы? Может и так, но в этом словосочетании упор делается на экономику, а нам необходимо более широкое понятие, которое бы отражало весь спектр позитивных тенденций региона. Надо, чтобы в других территориях и странах знали, что Свердловская область – это регион, устремленный в будущее, где активно внедряются инновации, где великолепная природа и культурное богатство, где комфортно жить. Лозунг в два-три слова, с которым четко и позитивно ассоциировался Урал. К примеру, гринэпл – зеленое яблоко и люди сразу понимают, что речь идет о Нью-Йорке», – заявил журналистам Кокшаров.

Судя по спорам, которые развернулись на круглом столе, применить понятные в бизнесе маркетинговые ходы к целому региону весьма непросто. Ответить на вопрос, чем Свердловская область выгодно отличается от других, собравшиеся однозначно не смогли. Как выяснилось в ходе дискуссии, существует как минимум две стратегии построения нового имиджа региона: «туристическая» и «деловая». При этом сторонники каждой из них являются противниками друг друга.

Заведующий кафедрой Уральского государственного экономического университета Евгений Анимица заявил, что, затевая ребрендинг, власти не должны отступать от промышленности, как основной составляющей жизни региона.

«Я изучил структуру 144 городов Урала и хочу сообщить вам, что за 300 лет она мало изменилась. Города, которые являлись горнопромышленными, но по каким то причинам отказались от этого рода занятий, просто начали вымирать. И наше будущее – это промышленность и экономика. И, хочу заметить, туризм тут не причем. Кто сюда поедет? И что будет смотреть? Вы иностранцам предлагаете экскурсии по разрушенным селам?» – обращался к присутствующим господин Анимица.

Тема трэш-туризма (ставшее модным направление турбизнеса; в странах третьего мира туристам предлагают маршруты по трущобам, что нередко заканчивается травмами и увечьями для приезжих – прим. «НЭП») оживила присутствующих. Член Совета Федерации РФ Юрий Осинцев поддержал ученого.

«Туризм никогда не будет супер-выгодным для региона. Вот у нас триллион внутреннего ВВП, но даже если мы на миллиард увеличим наш туризм, это будет 0,1%. Сюда, как в Лас-Вегас, никто не будет приезжать, чтобы тратить деньги, «наслаждаться» климатом, грязью и комарами. Мы застолбили за собой имидж: Урал – опорный край державы, и не надо бояться облика горнозаводских городов», – считает Юрий Осинцев. Он уверен, что у Свердловской области уже сформирован имидж экономически развитого региона, и его остается только поддерживать – масштабными проектами и выставками.

«В стратегии Екатеринбурга заложена стратегия выставочного города. Правда, до сих пор нет нормального международного выставочного центра. Нормального с точки зрения не качества помещений, а их количества. У нас всего около 5 тыс. кв. метров площадей. Правительство области добавит еще 5 тыс. Город построит еще 20 тыс. площадей. А надо минимум 100 тыс. кв. метров», – заявил сенатор.

Первое конкретное предложение по заявленной теме конференции сделал председатель исполкома Межрегиональной ассоциации «Большой Урал» Владимир Волков. Он заявил, что внятная имиджевая политика не должна строиться только на экономике, поэтому на Урале должен появится природный парк «Река Чусовая», проект с исторической направленностью. В случае если его поддержат власти Свердловской и Челябинской областей, а также Пермского края, парк может стать ключевым звеном туристических маршрутов.

Стоит отметить, что представители туристической отрасли выступили с критикой в адрес спикеров, назвавших туризм не самым очевидным способом привлечения интереса к региональным ресурсам. Так, заместитель министра по туризму Свердловской области Константин Брыляков предлагал разработать новую имиджевую политику для Среднего Урала по примеру Австрии, которая известна, главным образом как объект высококлассного европейского туризма, и при этом занимает лидирующие позиции в высокотехнологичном производстве и машиностроении. При этом замминистра посетовал на несправедливость федерального конкурса по выбору ОЭЗ рекреационного типа, в котором проект Свердловской области остался незамеченным.

«Один из победителей этого конкурса – Бурятия. Давайте объективно сравним: у нас проживает 20 млн. населения, активно формируется средний класс, есть свои инвесторы в регионе, которые и без федеральных преференций могут все профинансировать и построить. В прошлом году по данным статистики зафиксировано более 1 млн. туристских прибытий. А в Бурятии, не больше 200 тыс. туристских прибытий за год. Мы по всем показателям превышаем достижения Бурятии в 5 раз. Они далеки от туристских рынков, да и кто туда поедет? Мы же можем зарабатывать на туризме деньги и помогать промышленникам привлекать инвестиции», – заявил г-н Брыляков.

Все иллюзии развеял представитель администрации Тюменской области, который сразу сообщил, что Урал и Сибирь имеют слабую инфраструктуру, высокие риски, длительные сроки окупаемости проектов и плохие правовые гарантии и поэтому иностранцы не готовы делать вложения в отдаленные территории.

«Имидж вторичен, а решать, нужно проблемы законодательного характера», – спустил участников круглого стола на землю тюменец.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: economy-authority/2008/05/16/imidzh
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна