comment/2013/08/22/zhkh_kollaps/НЭП 08 // ЖКХ в ожидании коллапса / Экспертное мнение замдиректора Института экономики УрО РАН Сергея Баженова // 22.08.2013 // Экспертное мнение
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: comment/2013/08/22/zhkh_kollaps
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

ЖКХ в ожидании коллапса
Экспертное мнение замдиректора Института экономики УрО РАН Сергея Баженова

Группа влиятельных экспертов накануне заявила, что через пять лет Россию ожидает настоящий коммунальный коллапс. По их словам, положение в отрасли – критическое. Локальные аварии, технические сбои и крупные ЧП, которые регулярно происходят в жилищно-коммунальном комплексе страны, могут обернуться настоящими техногенными катастрофами. Может показаться, что эти апокалипсические настроения не имеют под собой реальной почвы. Но беда в том, что ЖКХ даже во времена СССР не выглядело технически оснащенной, безупречной и четко работающей системой. Поэтому в этой части новая Россия получила очень тяжелое наследство.

По данным Минрегиона РФ, степень износа объектов коммунальной сферы в настоящее время по отдельным муниципальным образованиям достигает 70-80%, около трети основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки, а темпы их износа продолжают нарастать – по 2-3% в год. Не удивительно, что потери тепловой энергии за годы так называемых реформ выросли на 44%, «утечки» воды в сетях в 2-3 раза превышают допустимый уровень и в 4-6 раз – аналогичные показатели в Европе.

Если говорить о субъектах Уральского федерального округа, то их водопроводное хозяйство изношено уже на две трети, в некоторых территориях этот показатель достигает 100%. Особенно серьезное беспокойство вызывает ситуация в ЖКХ Среднего Урала. Как показывают данные инвентаризации основных фондов, износ инженерных сетей здесь куда выше, чем в соседних территориях и по России в среднем.

По данным уральского полпредства, 80% водопроводных сетей Свердловской области являются ветхими и давно подлежат замене. Для сравнения: в Тюменской области их износ составляет 49,5%, а в Курганской – 34%. Аналогичная картина и с канализационным хозяйством. Со значительным отрывом тут снова «лидирует» Свердловская область – 70% всех ее сетей нуждается в замене, в Челябинской – 59% износа, на Ямале – 42%, в Тюменской области – 37%. Примерно такие же пропорции наблюдаются в теплоснабжающем хозяйстве регионов УрФО. Таким образом, если по-прежнему ничего не делать, то через пять-семь лет в России действительно наступит коммунальная катастрофа.

Остается только вкладывать деньги в модернизацию и развитие донельзя запущенной инфраструктуры ЖКХ. К примеру, в модернизацию только водоснабжения и водоотведения в Уральском федеральном округе необходимо затратить свыше 300 млрд рублей. В частности, в срочной замене нуждаются 17 тыс. км водопроводных сетей. На одном из последних заседаний Госсовета по проблемам этой «больной» отрасли выяснилось, что лишь на первичное восстановление изношенных фондов «коммуналке» сейчас требуется более 9 трлн рублей. Причем, если ситуация в ближайшее время кардинально не изменится, эта сумма будет только расти. Но федеральная казна упорно не спешит вкладываться в эту сферу, рассчитывая создать конкурентную среду через предпринимательскую инициативу.

Увы, нормальный бизнес в ЖКХ не идет: объемы частных инвестиций в отрасль сегодня составляют всего 8% годового оборота предприятий коммунального комплекса, хотя в нем «крутится», по оценкам, 4,2 трлн рублей в год – порядка 7% валового внутреннего продукта России.

По сути, бросив ЖКХ в «свободное плавание», государство словно подарило его многочисленным управляющим компаниям, ТСЖ и вороватым чиновникам. А они собирают здесь богатый «урожай». В коммунальной сфере РФ ежегодно совершается десятки тысяч преступлений. И хотя сегодня 96% населения страны исправно оплачивают коммунальные услуги, значительная часть этих средств до конечных получателей – поставщиков коммунальных ресурсов – доходит не вовремя или просто исчезает. Недобросовестные компании, не занимаясь кардинальным решением главных проблем отрасли, направляют платежные потоки доверчивых жильцов в свой карман. В 2012 году, например, в целом по России в ЖКХ было украдено почти 33 млрд рублей.

Как известно, основной объем полномочий по управлению этим сектором экономики в свое время был передан на муниципальный уровень. Но местные власти ничего поделать не могут. Из-за очевидной ограниченности финансовых возможностей, роста социальной нагрузки бюджетов большинство субъектов Федерации и муниципальных образований не в состоянии навести здесь порядок, повернуть вспять или хотя бы остановить процесс ветшания инженерной инфраструктуры. Передача же доли сетей в руки частников, как показывает пример Екатеринбурга (ТГК-9), приводит не к позитивным переменам, а к росту аварий и недовольству населения.

По мнению ведущих экспертов, в ближайшее время в большинстве регионов жилищно-коммунальный комплекс не сможет эффективно развиваться без помощи федерального центра. Государство должно активно вмешаться в работу этой проблемной сферы. Звучат даже призывы – возродить, как было прежде, на региональном и муниципальном уровне единые организации по управлению и предоставлению услуг ЖКХ населению. Этому могла бы содействовать, в частности, децентрализация власти в России, передача на местный уровень не только полномочий в данной сфере, но и серьезных финансовых потоков. Ясно одно: ждать, пока ЖКХ окончательно развалится, уже недопустимо.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: comment/2013/08/22/zhkh_kollaps
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info (a] nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна