comment/2013/05/22/zhkh_uk_konkurenci/НЭП 08 // В ЖКХ нет конкуренции / Экспертное мнение заместителя директора Института экономики УрО РАН Сергея Баженова // 22.05.2013 // Экспертное мнение
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: comment/2013/05/22/zhkh_uk_konkurenci
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

В ЖКХ нет конкуренции
Экспертное мнение заместителя директора Института экономики УрО РАН Сергея Баженова

В Екатеринбурге правоохранительные органы провели внеплановую проверку управляющей компании «Верх-Исетская». В итоге был выявлен крупный ущерб, нанесенный жителям многоквартирных домов. Оказалось, что УК «Верх-Исетская» не провела обязательную корректировку платы за коммунальные услуги, исходя из фактического потребления отопления. Иными словами, управляющая компания присылала населению счета, оформленные по общедомовым нормам, а с поставщиками энергоресурсов рассчитывалось по установленным тарифам. Таким образом, только за тепло люди переплатили более 1 млн рублей.

То, что случилось с управляющей компанией «Верх-Исетская», неожиданностью назвать очень сложно. Система российского ЖКХ тяжело больна, и чтобы навести здесь порядок, требуются профессиональные кадры, грамотное управление, надежный контроль. А главное – в отрасли парализован главный механизм – нет конкуренции.

Именно поэтому ЖКХ страны продолжает лихорадить. Основная беда, на мой взгляд, заключается в том, что обслуживание жилищного фонда в России до сих пор не преследует защиту прав потребителей, поэтому население сохраняет стойкое безразличие к существующей системе, а реформа отрасли натужно буксует. И, несмотря на положительную направленность изменений в российском ЖКХ о создании эффективных механизмов антикризисного управления в данной сфере говорить еще очень рано, поскольку в ней так и не возникло рыночных позиций – ни у потребителей коммунальных услуг, ни у их производителей и поставщиков.

Злоупотреблений в этой отрасли – хоть пруд пруди. И они, подчеркну, происходят даже после выхода в свет постановления правительства России, которое не позволяет резко повышать тарифы на услуги ЖКХ. Их оплата, согласно документу, отныне должна рассчитываться равномерно за все месяцы календарного года.

Но будет ли данное требование исполнено? Если честно, верится в это с большим трудом. Поэтому и «коммунальные» инициативы продолжают плодиться как грибы после дождя. Так, на недавней встрече в Сочи президента России Владимира Путина с руководителями фракций, работающих в Государственной думе, прозвучало предложение организовать в стране новый национальный проект – «Народный контроль ЖКХ». Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, выступая на XII конференции Союза муниципальных контрольно-счётных органов Российской Федерации в Санкт-Петербурге, высказался за то, чтобы тарифы на ЖКУ заморозить на три года. Аргументы? Рост платы за жилищно-коммунальные услуги и непрозрачность формирования затрат в этой сфере. Но круче всех оказался Минрегион РФ, который предложил свой, более суровый способ борьбы с коммунальными долгами – лишать собственников даже их единственной квартиры, если долг превысит пять процентов рыночной стоимости жилья.

Ученые считают по-другому: если подходить к развитию концептуальных подходов к формированию государственной политики в области ЖКХ всерьез, с прицелом на будущее, то, на наш взгляд, необходимо срочно заняться созданием системы координации ценообразования с привлечением госорганов, всех предприятий и потребителей услуг. В первую очередь, конечно, нужно разработать единый Федеральный закон «О государственной политике цен и ценообразования». В нем следовало бы предусмотреть, во-первых, систему формирования структуры затрат в тарифах – рентабельность производства в сфере ЖКХ не должна превышать 20 % себестоимости произведенной продукции. Во-вторых, провести калькулирование всех затрат, сделав их прозрачными. В-третьих, закрепить положение, что индексация тарифов – это замедление их роста, а значит – уменьшение инфляции. В-четвертых, исключить из сети взаимодействия с естественными монополиями и поставщиками ресурсов различных посредников. В-пятых, регулирование деятельности предприятий и организаций по проблемам модернизации ЖКХ вести путем использования различных налоговых механизмов.

Словом, необходим пакет нормативных и правовых актов, которые бы обеспечили комплексное регулирование всех вопросов ценообразования и установления тарифов в стране. В частности, ставка рефинансирования Центробанка должна быть не более 1-2%, а коммерческих финансовых учреждений – не более 2%. Понятно, что эти идеи можно отнести и к другим отраслям промышленности, ко всей экономике в целом.

Кстати, предложения подобного рода ученые Института экономики УрО РАН, их коллеги из Национального института развития, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова передали в рабочую группу, которую возглавил академик А.Некипелов. Именно ей, напомню, президент РФ дал поручение разработать рекомендации по «разогреву» российской экономики. Этот доклад вскоре будет готов. Но будут ли востребованы научные рекомендации в сфере ЖКХ, покажет, конечно, время.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: comment/2013/05/22/zhkh_uk_konkurenci
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна