comment/2013/05/13/starodubcev/НЭП 08 // Проект беззакония / Экспертное мнение председателя правления общественной организации защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» Максима Стародубцева // 13.05.2013 // Экспертное мнение
НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Версия для печати // Оригинальный адрес: comment/2013/05/13/starodubcev
// ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ // Архив

Проект беззакония
Экспертное мнение председателя правления общественной организации защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» Максима Стародубцева

С 1 января 2015 года вступят в силу нормы закона «Об обязательном страховании пациентов». Между тем, новый проект этого закона служит очередным примером того, как благая идея извращается до обыкновенного лоббизма интересов, весьма далеких от интересов медицины и пациентов. Вопреки здравому смыслу федеральный Минздрав оказывает содействие крупнейшим отечественным страховщикам, пытающимся реализовать свое видение этого законопроекта.

Проект Федерального закона «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи» от 14 апреля 2013 года вреден и для пациентов, и для медицины в целом потому, что: он ведет к безнаказанности больниц и ожесточению граждан в отношении к докторам; он очевидно коррупционный.

У нас изначально не было оснований радоваться замене Татьяны Голиковой на иных лиц. Это не более, чем смена декораций. Данный законопроект тому очевидная иллюстрация. Хотя бы потому, насколько он следует взятому более 10 лет назад (начиная с Зурабова) курсу на искажение собственно медицинских принципов выгодой для «определенного круга лиц», приближенных к законотворчеству, исходящему из недр федерального Минздрава.

Два года назад мы уже писали о том, что «нам удалось отклонить сырой и очевидно коррупционный законопроект, который, еще в августе 2010 года кратко охарактеризовали так: «появление данного законопроекта необходимо приветствовать, многие главы закона – переписывать начисто». Но, к сожалению, создается впечатление, что его прежние идеологи, решили не заморачиваться на разные усовершенствования и выкатили на рассмотрение публики еще более грубую поделку. Анализировать ее в целом нет никакого смысла. Хотя бы потому, что существенная часть текста посвящена работе «профессиональных объединений страховщиков». Собственно это и говорит о том, кто готовил законопроект для чиновников Минздрава.

Закон делает обязательными сборы со всех больниц вне зависимости от их формы собственности или отношения к оказанию бесплатных услуг (см. Статья 4., п. 3. «На территории РФ запрещается оказание медицинской помощи медицинскими организациями, которые не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию пациентов при оказании медицинской помощи»). Видимо этим пряником, то есть безответственностью больниц, и купили Минздрав. Посудите сами, перечислю еще несколько пассажей из текста.

Начнем, вроде, с формально «безобидного» определения: «Статья 1., п. 6) страховой случай – причинение вреда жизни и здоровью застрахованного лица (застрахованных лиц) при оказании медицинской помощи, выразившееся в смерти пациента (пациентов) или ухудшении его (их) здоровья, повлекшем за собой установление инвалидности, вследствие врачебной ошибки при оказании медицинской помощи и при наличии причинно-следственной связи между наступившим событием и процессом оказания медицинской помощи либо бездействие медицинской организации или ее медицинского работника, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату». Итак, важнейшая вещь, это «установление причинно-следственной связи».

Далее Статья 7. Страховая выплата. «Страховая выплата, которую страховщик обязуется осуществить застрахованному лицу (выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая, составляет: в случае смерти застрахованного лица – 2 млн рублей на каждого застрахованного лица. Страховая сумма в указанном размере распределяется между выгодоприобретателями пропорционально их количеству в равных долях; в случае ухудшения здоровья застрахованного лица, повлекшего: установление инвалидности I группы, – 1,5 млн рублей на каждого застрахованного лица; установление инвалидности II группы, а равно установление категории «ребенок-инвалид»– 1 млн рублей на каждого застрахованного лица; установление инвалидности III группы – 500 тыс. рублей на каждого застрахованного лица». Таким образом, пострадавшие от некачественной медицинской помощи, но не инвалиды, уже не попадают под действие этого закона. При этом нелишне напомнить, что получение инвалидности – отдельная и не простая тема, в которой роль медиков является решающей.

Но это еще «цветочки». Важнее то, что сказано в Статье 10. «Порядок установления причинно-следственной связи между врачебной ошибкой и причинением вреда жизни и здоровью пациента... Для установления имевшей место врачебной ошибки, а также наличия причинно-следственной связи между врачебной ошибкой при оказании медицинской помощи и причинением вреда жизни и здоровью пациента территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ создаются и действуют на общественных началах Комиссии по установлению причинно-следственной связи между врачебной ошибкой и причинением вреда жизни и здоровью пациента (далее – Комиссия), в составе не менее семи и не более одиннадцати человек». Это фактически тот же самый бред, который мы критиковали два года назад.

При этом в состав комиссии на постоянной основе предлагается включать в качестве председателя – представителя территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, то есть чиновника-врача, представителя главного бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ, то есть опять же чиновников-врачей. Но это одна «сторона медали». Другая состоит в том, что если «общественные начала» для чиновников-медиков вещь условная, то, предположим, для «работающей мамочки из общества диабетиков» – совершенно конкретная. А мы даже не говорим о квалификации «общественника» в специфических темах помимо взятого наобум «диабета».

На временной основе в комиссии предлагается включать: пострадавшего, представителя соответствующего страховщика (который не заинтересован в выплате), врача соответствующей специальности, осуществляющий свою профессиональную деятельность за пределами территории субъекта РФ, на которой для расследования страховых случаев создана Комиссия (скорее всего чиновник-врач). И, что кто еще верит, что врачебная ошибка и причинно-следственная связь будут установлены (за исключением особо вопиющих случаев)?

Данный законопроект являет собой очередной замечательный образчик взаимовыгодного сотрудничества так называемого «медицинского сообщества» и страховщиков. Одни будут обеспечены практически полной безнаказанностью, а другие – гарантированным доходом.

© 2008, НЭП 08

Версия для печати // Оригинальный адрес: comment/2013/05/13/starodubcev
© НЭП`08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
Телефон, факс +7 343 371-33-29 E-mail: info@nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП`08» обязательна