НЭП 08 // Ежедневные Экономические Вести
Сегодня
суббота
28 мая
ПЕРВАЯ ПОЛОСАЭКОНОМИКА И ВЛАСТЬБИЗНЕС И ПРАВОПРОМЫШЛЕННОСТЬ И НАУКАБАНКИ И ФИНАНСЫТОПЛИВО И ЭНЕРГЕТИКА
СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕДВИЖИМОСТЬСРЕДНИЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕСТРАНСПОРТТУРИЗМ И СЕРВИСБИЗНЕС И ОБЩЕСТВО
ИНТЕРВЬЮОБЗОР РЫНКАБЛИЦ-ОПРОСЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕСПЕЦПРОЕКТЫ
РЕДАКЦИЯ | RSS | АРХИВ | ПОИСК | КОНТАКТЫ
Телеком Агропромышленный Комплекс Аналитика Прямая речь 10 лет ипотеке в России Интернет-банкинг на Урале

Обзор рынка

Операция Когенерация / Обзор рынка малой энергетики Свердловской области

Операция Когенерация
Обзор рынка малой энергетики Свердловской области

09.12.2010

За 14 лет на Среднем Урале было запущено в эксплуатацию всего 21 мини ТЭЦ, что составляет лишь 0,52% от установленной мощности свердловской энергосистемы. Эксперты отмечают, что в ближайшие годы интерес к малой генерации будет расти. По прогнозам аналитиков, в эту сферу может быть привлечено до $3 млрд. В стадии проработки сегодня находится 11 проектов. Однако региональный рынок когенерации не сможет развиваться без системного подхода и помощи государства. Подробности в обзоре «НЭП».

Начало. Методом проб и ошибок

Свердловская область является одним из крупнейших производителей и потребителей энергоресурсов в РФ. При этом население потребляет всего 8,5% энергии, транспорт и связь – 6,6%. Преобладает же «промышленное» потребление – 52,6%. Из них 44,8% расходуется предприятиями обрабатывающей промышленности и 7,7% приходится на добывающие производства. Таким образом именно в промышленности сосредоточен основной потенциал энергосбережения: 18 млн тонн условного топлива (или 78,3%) от общего потенциала области. И переход на собственные источники энергоснабжения для предприятий может быть одним из наиболее эффективных инструментов.

Отметим сразу, что общепринятого термина «малая энергетика» в российском правовом поле в настоящее время нет. В электроэнергетике наиболее часто к малым электростанциям принято относить электростанции мощностью до 50 МВт с агрегатами единичной мощностью до 25 МВт. Наряду с термином «малая энергетика» применяются понятия «локальная энергетика», «распределенная энергетика», «автономная энергетика». Мы в дальнейшем будем использовать термин «малая топливная распределенная энергетика», как наиболее четкий и позволяющий рассматривать различные сферы применения (МТРЭ) и исходить из того, что для выработки энергии в качестве топлива используется природный газ, дизельное топливо и сжиженный природный газ.

Формирование рынка МТРЭ в регионе происходило случайным и довольно хаотичным образом. Подавляющее большинство реализованных проектов к концу 2009 года (78%) составляли проекты, ориентированные на реализацию задач ЖКХ. При этом очень часто объекты возводились методом «самостроя» с большим количеством ошибок. Сегодня когенерация в Свердловской области развита крайне слабо и не имеет влияния на развитие энергосистемы и экономики региона. За 14 лет перечень всех объектов МТРЭ Свердловской области, запущенных в эксплуатацию, включает в себя 21 мини ТЭЦ (на базе когенерационных агрегатов установленной электрической мощностью 50,6 МВт), что составляет всего лишь 0,52% от установленной мощности Свердловской энергосистемы.

Шоковая заморозка и оттепель

Финансовый кризис в период 2008-2009 гг. оказал негативное влияние на проекты, оказавшиеся на начальной стадии. Большинство из них перешло в стадию глубокой «заморозки». Негативная конъюнктура рынка спровоцировала закрытие нескольких объектов, в том числе банкротство Полевского чугунолитейного завода и закрытие инвестиционного проекта строительства мини ТЭЦ в составе трех уже находящихся и смонтированных на промплощадке предприятия газопоршневых электроагрегатов Caterpillar общей установленной электрической мощностью 6 МВт. Всего было закрыто 8 проектов. Еще 57 отложены до «лучших времен».

Однако уже в 2010 году, несмотря на кризис, стагнацию в инвестиционной сфере и полное отсутствие государственной поддержки МТРЭ наблюдается увеличение количества новых проектов. В фазе реализации сегодня находится 11 проектов. Большинство из них связаны с модернизацией промышленного производства частных компаний. В 2010 году введено в эксплуатацию несколько современных объектов, технологический уровень которых на порядок превышает уровень своих предшественников – пионеров рынка. При этом общая тенденция говорит о качественном поступательном развитии рынка МТРЭ в Свердловской области. В результате развития рынка и появления новых проектов на различных стадиях их реализации к концу 2010 года изменилась отраслевая структура проектов МТРЭ – 63,4% всего портфеля проектов составляет промышленная энергетика – мини ТЭЦ для промышленных предприятий. 32,6% – проекты для системы ЖКХ и 4% – в сегменте сельского хозяйства и сельхозпереработки. Большинство проектов (примерно 75%) сконцентрировано в районе «Большого Екатеринбурга» (города Екатеринбург, Арамиль, Среднеуральск. Березовский, Невьянск, Верхняя Пышма и др.).

При этом если на начальном этапе развития рынка потребители предпочитали российское энергетическое оборудование, то к концу 2010 года большинство заказчиков (80%), ориентированы на импортное оборудование и технологии. Явного лидера предпочтений среди зарубежных фирм-производителей не выявлено, но в топ-списке «Энергомашкорпорация», FG Wilson, Wartsila, Caterpillar, «Волгодизельмаш», GE (Janbacher).

Стимулы для развития когенерации в регионе

Исходя из проектируемых в рамках прогноза социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития РФ) параметров роста цен и тарифов, стоимость электроэнергии в России для промышленных потребителей возрастет с 5,2 евро в 2010 г. до 7,6 евро в 2013 г. за 100 кВт час. В результате российские цены на электроэнергию существенно приблизятся к стоимости электроэнергии в Германии и странах Евросоюза (отставание сократится с 1,7 – 1,8 раз в 2010 г. до 1,2 – 1,3 раза в 2013 г., при том, что разрыв между ценами на потребляемый газ остается существенно выше – в 2013 г. он составит 3,2 раза) и превысят стоимость электроэнергии в США уже в 2010 году (где как стоимость газа в 2 раза выше). Такая ситуация существенно сократит конкурентные преимущества Российских производителей. В условиях дальнейшего роста цен на газ требуется существенно повысить эффективность электроэнергетики.

Кроме того, с 1 января 2011 года планируется переход на регулирование оптовых цен на газ (добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами) для промышленных потребителей на основе формулы цены. Для промышленных потребителей повышение регулируемых цен будет осуществляться один раз в год. В 2011-2013 годах рост регулируемых цен на газ (в среднем за год к предыдущему году) составит 15%. При этом прогнозируется, что внутренние цены на газ останутся на существенно более низком уровне, чем цены поставок газа в Европу. Так в 2013 году оптовая цена на газ с учетом НДС для российских потребителей составит около $130, что соответственно в 2-2,5 раза ниже ожидаемых контрактных цен поставки газа за рубеж.

Сравнительный анализ стоимости покупной сетевой электрической энергии и себестоимости энергии, произведенной на собственной когенерационной мини ТЭЦ показывает, что при одинаковой стоимости природного газа темпы роста себестоимости собственной генерации. При этом покупная электроэнергия дороже собственной в 2-2,4 раза и этот разрыв увеличивается.

Сценарии развития малой энергетики в Свердловской области на период 2011 – 2013

Разработка прогноза развития рынка МТРЭ в Свердловской области на 2011 – 2013 годы и на период до 2020 года осуществлялась на сценарной основе в составе двух вариантов: умеренно-оптимистичном и консервативном. В первом аналитики говорят о том, что в 2011 году можно ожидать значительных инвестиций на реализацию проектов МТРЭ уже находящихся в стадии первичной реализации и инвестиционного замысла. Консервативный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации рисков, связанных с медленным восстановлением кредитной активности, низкой инвестиционной активностью на фоне снижения конкурентоспособности при возрастании налоговой нагрузки и стагнации государственного спроса. При этом государственная политика региональных властей ограничивается осторожным апробированием пилотных проектов.

Умеренно-оптимистический сценарий предусматривает, что доля МТЭ в топливно-энергетическом балансе Свердловской области в 2011 году может составит 1,93%, в 2013-3,32, а в 2020-19,64%. По консервативному сценарию – аналогичный показатель в 2011 году составит -1,44%, в 2013-2,80%, а в 2020 году – 8,54%. При этом, в промышленном сегменте в следующем году может быть запущено МТЭ мощностью 50МВт (2013 год -130 МВт), а по оптимистичному прогнозу в 2011 году – на 68 МВт (в 2013 году –170 МВт).

Анализ показывает, даже в рамках консервативного сценария развития инвестиционная емкость рынка малой энергетики составляет $70-100 в год. Всего данный сегмент экономики Свердловской области потенциально может привлечь до 3 млрд долларов инвестиций в энергетическую инфраструктуру нового типа с одновременным решением проблем повышения энергоэффективности и ликвидации энергодефицита.

Системный сбой и меры поддержки

Практика работы на рынке МРТЭ показывает, что развитию современной малой энергетики на территории Свердловской области препятствует несколько серьезных факторов. Во-первых, последствия финансового кризиса диктуют консервативную инвестиционную политику для большинства собственников бизнесов, не форсирующих реализацию энергетических проектов до момента стабилизации и появления более оптимистических прогнозов на изменение ситуации. В-вторых, развитию рынка когенерации мешает разобщенность крупной, муниципальной и промышленной малой энергетики и отсутствие системного подхода к размещению объектов малой энергетики.

И, в-третьих, действующее федеральное и региональное законодательство содержит существенное количество норм, сдерживающих инвестиции в малую распределенную энергетику. В частности: развитие рынка МТРЭ и повышение инвестиционной привлекательности проектов малой комплексной энергетики проблематично без стимулирующих мер государственной поддержки. В Свердловской области существует качественный закон о государственной поддержке с детально проработанными механизмами, способными повлиять на ситуацию. Однако закон практически не работает на практике в отношении объектов малой энергетики.

Кроме того, существующая процедура технологического присоединения не позволяет инвестору четко понимать сроки и стоимость присоединения объектов малой генерации к электрическим сетям, а также возлагает на инвестора расходы по присоединению, которые могут привести к отказу от реализации проектов. При этом не разработан эффективный механизм согласования режимов работы распределенной малой энергетики с тепло- и электроснабжающими системами, выгодный всем участникам этого процесса. Более того, законодательство о градостроительной деятельности в настоящее время предусматривает сокращение количества разрешений и согласований, необходимых для реализации проектов создания объектов капитального строительства. Вместе с тем, до сих пор ориентировочное число таких разрешений, необходимых для создания объектов малой когенерации, доходит до 830. Такое необоснованное количество бюрократических инстанций является одним из наиболее крупных препятствий для реализации инвестиционных проектов в сфере строительства малой когенерации.

В Свердловской области действует большое количество нормативно-правовых региональных актов, регламентирующих рынок малой энергетики. Однако они все достаточно разрознены и не согласованы, отсутствует системный программноцелевой подход к управлению процессами, что также снижает эффективность развития рынка малой энергетики.

Стихийное развитие рынка малой энергетики в условиях функционирования исторически сложившегося единого топливно-энергетического комплекса Свердловской области приведет к неоправданным потерям и технически конфликтным ситуациям. Опыт западных стран в отношении нашей практики неприемлем в силу больших отличий системного характера. Без государственного регулирования процессов развития и создания системы стимулов и мер государственной поддержки, обеспечивающих комплексный программно-целевой подход с учетом баланса интересов региона, потребителей, субъектов малой энергетики и объектов генерации и электросетевого хозяйства развитие рынка малой энергетики будет происходить проблематично и болезненно.

Государственную поддержку рынка МТРЭ в Свердловской области целесообразно развивать на следующих принципах:

– государственная поддержка наиболее значимых для развития экономики Свердловской области предприятий и организаций, производящих и внедряющих энергоэффективные и энергосберегающие технологии. Поддержка программных проектов.

– налоговое стимулирование в виде освобождения платы отдельных налогов (прибыль, имущество, транспортный налог).

– льготный механизм определения платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям в случае строительства программного объекта МТРЭ в режиме «по индивидуальным проектам».

– меры государственной поддержки и стимулирования энергетических проектов на базе энергосервисных контрактов в МТРЭ.

– Минимальное участие регионального бюджета в финансировании проектов в промышленной МТРЭ. Финансовая поддержка: государственные гарантии, субсидирование процентных ставок по кредитам.

– Использование программно-целевого подхода к управлению процессами развития рынка в ЖКХ и в бюджетной сфере с механизмами прямого регулирования и бюджетного финансирования.

Материал подготовлен на основании анализа «Развитие малой энергетики Свердловской области на 2011 – 2013 годы и на период до 2020 года», проведенном специалистами регионального «Агентства по развитию малой энергетики». // © 2010, НЭП 08

Реклама
Реклама
ВНИМАНИЕ! 18+
24 декабря
 

12:51 // ЦБ призывает банки направлять прибыль в первую очередь в капитал, а не на дивиденды

Реклама
Только на Кипре ты – лучший друг и долгожданный гость!

12:24 // В городе Лесном появился новый выставочный центр

11:53 // На Среднем Урале утвержден минимальный размер взноса на капремонт общего имущества в многоквартирных домах

11:27 // Минстрой России проконтролирует расселение из аварийного жилья в регионах

10:57 // Гордума приняла бюджет Екатеринбурга на 2014 год в окончательном чтении

10:34 // В Свердловской области открывается новый животноводческий комплекс

10:11 // В рамках программы «Столица» коммунальный автопарк Екатеринбурга пополнился 14 единицами техники

09:38 // В Березовском прокуратура за шум и драки запретила клубу работать по ночам

09:16 // Экс-глава березовского отдела Роснедвижимости выплатит в бюджет РФ незаконно полученные 150 тыс. рублей

08:54 // В Екатеринбурге откроется первый магазин в формате аутлета

08:35 // В Свердловской области появится комплексная стратегия развития транспортного комплекса до 2030 года

08:12 // В 2013 году на улицах Екатеринбурга было установлено 2 тыс. урн

23 декабря
 

13:42 // До конца года в Екатеринбурге будет введен еще один долгострой

13:18 // В Новоуральске приставы добились установки пандусов в городской поликлинике

12:55 // Миллион рублей за гибель работника на производстве будут получать семьи погибшего с 1 января 2014 года

12:37 // Свердловские власти заключили эко-соглашение стоимостью почти 500 млн рублей с Первоуральским водоканалом

09:14 // Президент РФ подписал закон об ограничении стоимости потребкредита

08:51 // Нижнетагильские депутаты утвердили бюджет города на 2014 год

08:24 // За два года Каменск-Уральский потратил на поддержку малого и среднего бизнеса более 25 млн рублей

08:02 // Водоснабжение Нижнего Тагила и Туринска восстановлено в полном объеме

07:35 // Повышение ставок по потребкредитам в РФ начнется после Олимпиады, – эксперты

07:12 // Для Уралвагонзавода будет построена новая ТЭЦ

20 декабря
 

14:58 // Газопровод низкого давления будет пущен в эксплуатацию в Верхних Сергах

14:36 // В Банке «Резерв» действует новогоднее предложение для вкладчиков

14:14 // В Свердловской области подписано трехстороннее соглашение по профилактике ВИЧ-инфекции

13:53 // В Екатеринбурге презентовали пока единственные в России спец-трамваи

13:35 // Екатеринбургская комиссия согласовала местоположение участка для строительства лыжной и лыжероллерной трасс

13:12 // Свердловские оборонщики обсудили возможности кооперации с предприятиями Новоуральского промкластера

12:48 // Банки не собираются блокировать карты из-за статьи 9 закона об НПС в новогодние праздники

12:23 // Администрация Екатеринбурга внесла в гордуму предложения по формированию новой Счетной палаты

11:57 // Власти Екатеринбурга создадут комфортные условия для развития индустриальных парков

09:59 // Индивидуальные предприниматели в РФ могут войти в систему страхования вкладов с 1 января

09:38 // В Екатеринбурге 150 объектов культурного наследия получат индивидуальные таблички с QR-кодами

09:15 // Алексей Орлов: в 2014 году работа по оптимизации системы господдержки предпринимательства будет продолжена

08:53 // В Екатеринбурге откроют музей энергетики Урала

08:35 // Екатеринбург станет претендентом на проведение Экспо-2025

08:12 // В Краснотурьинске возбуждено уголовное дело в отношении УК, которая не оплатила счета за тепло и горячую воду

07:50 // Прокуратура обязала филиал «Уралэлектромеди» в Кировграде создать рабочие места для инвалидов

19 декабря
 

14:55 // В Серове около 100 льготников новогодние праздники встретят в новых квартирах

14:32 // Путин: показатель инфляции в России в целом неплохой

14:06 // В Свердловской области заработал портал «Открытое правительство»

13:45 // На Среднем Урале начали открывать «губернаторские» садики

13:22 // В Свердловской области может появиться единый горно-металлургический форум

12:59 // Более 200 студентов и аспирантов получат в 2013 году стипендии губернатора Свердловской области

12:37 // Свердловчане все чаще жалуются на поставщиков услуг по изготовлению и монтажу пластиковых окон

12:15 // Путин: ЦБ должен действовать аккуратно при отзыве лицензий

11:56 // Нижнетагильские депутаты предлагают оборудовать все детские сады города системами водоочистки

11:41 // Патентная система налогообложения не получила широкого распространения среди предпринимателей Каменска-Уральского

11:19 // На Среднем Урале подписано соглашение о сотрудничестве в вопросах противодействия коррупции в ТЭК и ЖКХ

10:58 // Свердловчане задолжали поставщикам энергоресурсов 5 млрд рублей

10:39 // Власти Екатеринбурга выделяют по 1784 рубля на каждого ребенка в детсадах

10:21 // Отменено решение о заочном аресте бизнесмена Андрея Гавриловского

09:59 // Олег Демин назначен заместителем председателя правления ОАО «СКБ-банк»

09:37 // УБРиР построил новый центр обработки данных

09:18 // В Екатеринбурге создана рабочая группа по переоценке кадастровой стоимости земли

08:57 // В Екатеринбурге появится новый перинатальный центр

08:34 // В Екатеринбурге возбуждено дело в отношении гражданина, пытавшегося подкупить пристава

08:12 // Начинающие инноваторы могут получить от Свердловского фонда поддержки предпринимательства около 10 млн рублей

Последние новости  Последние новости

декабрь'2010
пвсчпсв
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Назад Вперед
Темы и сюжеты
Деловой экспресс
 
 
 
 
© НЭП'08, Ежедневные Экономические Вести, 2008.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-35301 от 16 февраля 2009 года
E-mail: info (a] nep08.ru
При использовании материалов ссылка на «НЭП'08» обязательна
Категория информационной продукции 18+
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100